В профком «Действия» на подмосковной «скорой» (МОССМП) обратились фельдшеры выездной бригад Королевской подстанции, у которых администрация затребовала согласие на выплату до 200 тысяч рублей за утерянное оборудование. Насколько правомерны действия работодателя? Так ли однозначна вина фельдшеров? Как должны вести себя работники, чтобы не дать себя в обиду?
21 декабря бригада скорой помощи в составе двух фельдшеров доставила в ближайший стационар пациента, которому оказывала медицинскую помощь на вызове. Вернувшись в автомобиль, медики спохватились, что забыли в квартире у больного электрокардиограф. Бригада снова отправилась по адресу вызова, но столкнулась там с отказом вернуть аппарат: родственники пациента заявили, что электрокардиографа в квартире просто нет.
Медики убеждены, что им сказали неправду. Бригада вернулась на квартиру вызова в течение около 20 минут, оставался хороший шанс вернуть оборудование по горячим следам. Поэтому бригада, сообщив об инциденте старшему фельдшеру и предложила вызвать по адресу наряд полиции.
От фельдшеров, однако, потребовали ничего не предпринимать «до согласования с Красногорском» (в этом городе находится центральный офис МОССМП). После консультаций с «центром» старший фельдшер сказала, что вызывать наряд полиции не нужно, но необходимо написать объяснительную с обязательной фразой: «Мы согласны возместить стоимость оставленного электрокардиографа примерно 200 000 рублей». Тогда медики обратились к исполняющему обязанности руководителя региональным объединением № 6 ГБУЗ МО МОССМП Сергею Старостину, но тот тоже заявил, что вызывать полицию не надо, в этом нет смысла.
В итоге из-за позиции администрации дальнейших мер по возврату дорогостоящего оборудования предпринято не было, зато бригада подверглась давлению из-за отказа включить в объяснительную записку согласие на полную компенсацию ущерба. Одного из фельдшеров, например, не отпускали домой после суточной смены, пытались заставить ждать руководство подстанции.
Медики обратились за помощью в профком МПРЗ «Действие». Председатель первичной профорганизации «Действия» Евгения Богатырева связалась с и.о. заведующего филиала Сергеем Старостиным и попросила разобраться в ситуации. Она отметила, что от предоставления письменных объяснений фельдшеры не отказываются, но заставлять их писать под диктовку объяснительные с такого рода формулировкой недопустимо. Тем более, что фельдшер бригады СМП не является материально ответственным лицом (такая ответственность устанавливается специальным договором), а значит и не может нести полную материальную ответственность за ущерб.
На имя главного врача МОССМП была подана докладная с описанием произошедшего, в том числе и того факта, что представители администрации учреждения фактически воспрепятствовали оперативному привлечению полиции. Был реальный шанс вернуть утерянный аппарат с помощью правоохранителей, но работодателю, получается, проще повесить весь убыток на работника.
«По общему правилу, - комментирует ситуацию сопредседатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал, - согласно статье 241 Трудового кодекса, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка. А он у фельдшеров подмосковной «скорой» в 4-5 раз меньше, чем запрошенная работодателем сумма 200 тысяч. Из этого правила есть установленные 242-й и 243-й статьями ТК РФ исключения, когда работник обязан возместить ущерб в полном объеме. Но это не тот случай. Кроме того, не следует забывать, что, согласно части первой статьи 250 Трудового кодекса, размер ущерба, подлежащий взысканию с работника, может быть снижен комиссией по трудовым спорам или судом с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств».
Профком «Действия» принял решение об оказании юридической поддержки фельдшерам Королёвской подстанции по данному инциденту. «Это очень важная тема, - говорит Евгения Богатырева. - Мы не первый раз получаем сигнал о некорректной практике работодателя в вопросе компенсации ущерба».