Младший медперсонал Глазовской межрайонной больницы и профсоюз медработников "Действие" в Удмуртии смогли добиться повышения зарплаты в соответствии с "майскими указами" Путина после того, как они подали заявку на проведение митинга по теме. Власти заметили их и пригласили для "конструктивного диалога", завершившегося победой — зарплата выросла почти в 2,5 раза. "Idel.Реалии" поговорили с лидером первичной организации профсоюза.
Два расчетных листа — один за март, второй за апрель. Оба принадлежат одной и той же санитарке Глазовской межрайонной больницы. За март она получила на руки 10 тысяч рублей (139,4 часа работы в месяц и 7 тысяч рублей за это), а за апрель — 24 тысячи рублей (170,6 часа работы в месяц и 7,8 тысяч рублей). Разница в зарплате объясняется только тем, что после заявки на митинг Минздрав Удмуртии пообещал повысить медперсоналу зарплату.
Весной несколько санитарок Глазовской межрайонной больницы обратились в прокуратуру и инспекцию труда с заявлением о том, что их зарплата не соответствует "майским указам" президента и что их условия труда не соответствуют нормам. Ведомства ответили, что проверку провели, но никаких нарушений не обнаружено.
Санитарки не отчаялись и вместе с профсоюзом медработников "Действие" подали заявку на проведение митинга. Вместе с этим они отправили обращение в Минздрав Удмуртии.
— Минздрав предложил нам отказаться от акции и взамен начали решать проблемы, — рассказывает "Idel.Реалии" Глазовский активист и лидер первичной организации профсоюза Александр Золотарев. — Только благодаря профсоюзному давлению удалось добиться исполнения майских указов в части младшего медперсонала.
Минздрав признал, что Глазовская больница не соблюдала майские указы и что зарплата санитарок должна была быть больше. Виновным в этом признали главврача больницы. Против него приняты санкции — каким образом его наказали неизвестно, но, уверен Золотарев, это и не так важно, "это отношения между работодателем (Минздравом) и работником (главврачом)".
— Я рад, что у санитарок не опустились руки даже после отписок со стороны прокуратуры и инспекции, — рассказывает Золотарев. — Я предложил им написать коллективное обращение на имя первого министра здравоохранения республики Георгия Щербака. Они быстро все собрали, все сделали. Это было 11 апреля. На следующий день он уже ответил, что проверку они провели и выявили нарушения. 14 апреля мы с ним уже встретились.
Несмотря на то, что власти пошли на контакт с санитарками и профсоюзом, проблемы остаются.
— С 2017 года ждали обещанные 200% от средней заработной платы врачам и 100% медсестрам. И вот, долгожданный 2018... Наступил... Прошел... А где деньги? В СМИ протрубили: главврачи всей России отчитались, что медики теперь у нас богатые. Хитрость-то невелика: оптимизация сократила всех "лишних" врачей, медсестер и санитарок. Снесла ФАПы. Ломать — не строить. И заставила работать оставшихся за двоих — троих, — рассказала после первой встрече в своем отчете участковый врач Ирина Бегишева.
Отметим, что Минздрав никак не ответил на вопрос о том, почему "майские указы" до этого момента не исполнялись в Глазовском больнице.
— При этом в ответе Минздрава, кажется, есть момент о том, что они все нарушения принимают во внимание и компенсируют то, что недоплатили, — пояснил Золотарев. — Во время встречи с первым заместителем, Щербаком, он заявил, что рассматривается вопрос о компенсации, так что может быть.
Сейчас в первичной ячейке профсоюза "Действие" в Глазове около 80 человек. В основном — это младший медперсонал. Как пояснил Золотарев, врачи не очень активно вступают в их ряды. Почему — не совсем ясно. "У нас были индивидуальные обращения от врачей, но не по дорожной карте", — пояснил он.
Активист отмечает, что сейчас у профсоюза три основные цели — возврат уже переведенных санитарок в уборщицы в их первоначальный статус; изменение коллективного договора и равное распределение зарплаты.
Он отметил, что проблема перевода санитарок в уборщицы довольно большая. Пока профсоюзу удалось отстоять только санитарок оперблока. При чем, в прошлом году их решили перевести в уборщицы, но те вовремя обратились в профсоюз и их удалось "отстоять".
— По остальным отделениям точно не знаю, но есть такие отделения, где всех санитарок перевели в уборщиц. Причем у них имеются на руках свидетельства об обучении на младшую медсестру. Их трудовые обязанности, при условии, что формально они сейчас "уборщицы" никак не изменились — они все еще работают санитарками, — пояснил Золотарев.
Из-за "майских указов" больницы по всей России переводят санитарок в уборщицы. Администрация больниц делает это для того, чтобы не повышать им зарплаты, как того требовал своими указами президент Владимир Путин. Протесты санитарок начались сразу в нескольких регионах России. Так, например, санитарки Анжеро-Судженска объявили короткую голодовку и пообещав судиться с работодателем.
Вторая и главная задача профсоюза в Глазове — внесение изменений в коллективный договор, которые бы улучшали условия труда для самих сотрудников. "При анализе действующего договора выявили множество моментов, которые ущемляют условия труда медработников", — пояснил он.
Еще одна проблема — отсутствие возможности контроля от самих медработников при начислении стимулирующих выплат.
— Это приводит к неравномерному получению заработной платы. Может быть, что два человека из одного и тоже же отделения, при осуществлении одной и тоже работы, в итоге получают совершенно разную зарплату. Сейчас просто нет никаких проверяющих и сами сотрудники никак не могут на это влиять, — рассказывает Золотарев.
В апреле профсоюз направили в адрес работодателя заявление с просьбой включения своих членов в состав комиссии как на уровне медучреждения, так и на уровне отделений. Ответ уже пришел: администрация пообещала включить представителей профсоюза в состав комиссий. Будет ли это поручение исполняться, станет ясно в июне, отмечает Золотарев.
— Есть надежда, что отныне распределение будет прозрачным и честным. А самое главное — сами работники больницы будут иметь возможность влиять на собственный размер зарплат, исходя из фактически отработанного времени. Это и есть рабочая демократия, — написал он в своем посте во "ВКонтакте".