ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Чиновник: «пока доказательств, что это ликвидация, нет»

Новость от 14 февраля 2017

Накануне члены Комитета защиты психиатрической помощи г. Москвы провели одиночное пикетирование Департамента здравоохранения. Пикет прошел в рамках кампании против закрытия психиатрических больниц, в частности, ПКБ им. Каннабиха (бывшая ПКБ №12).

Акция работников ПКБ им. Каннабиха, представителей пациентов больницы, представителей ВОД "Гражданская инициатива за бесплатное образование и медицину" и МПРЗ "Действие" должна была привлечь внимание общественности и чиновников к острой ситуации, которая сложилась в эти дни вокруг больницы — старейшего психотерапевтического учреждения нашей страны.

Согласно приказу Департамента здравоохранения, выпущенному 21 сентября 2016 года, ПКБ им. Каннабиха должна быть реорганизована в форме присоединения к НПЦ им. Соловьева. Однако на деле чиновники ее не реорганизуют, а ликвидируют. Из более 470 человек персонала на данный момент в штате осталось около 100 человек.

На прошлой неделе руководство ПКБ им. Каннабиха объявило работникам, что 14 февраля больница прекращает прием пациентов и вводится пропускной режим. Такое решение было мотивировано тем, что НПЦ им. Соловьева не имеет лицензии на оказание помощи по адресу Волоколамское ш., д. 47, где в настоящее время располагается ПКБ им. Каннабиха.

Пикет привлек внимание охраны, однако руководство Департамента не проявляло инициативы общаться с разгневанными работниками и пациентами. Выяснилось, что все полтора десятка человек, входящих в комиссию по реорганизации психиатрического учреждения, в этот момент находятся на "совещании" и освободиться не могут.

Правда, когда протестующие прошли в холл департамента и заявили, что останутся там, пока к ним спустились лица, ответственные за реорганизацию, а сотрудникам департамента стало ясно, что собравшиеся просто так не уйдут, к ним спустился заместитель начальника департамента В.А. Старшинин.

Он попытался выставить собравшимся жесткие условия: на прием смогут попасть два или три человека. Однако благодаря жесткости, проявленной защитниками больницы, в кабинет пошло четверо представителей. Остальные дожидались окончания переговоров в холле.

Ниже мы предлагаем ознакомиться с основными высказываниями заместителя начальника Департамента.

Коротко их можно резюмировать следующим образом.

1. А.В. Старшинин впервые слышит о том, что больница фактически закрывается, основная масса персонала уволена (под предлогом невозможности далее оказывать помощь в больнице), мебель вывозится, а стационары расформированы и прекратили работу. А.В. Старшинин обещает провести проверку по этим фактам. Стоит отметить, что еще в середине января эта информация была доведена до начальника отдела координации Департамента в личном разговоре. И тогда начальник отдела также обещал "разбираться" по этим фактам.

2. А.В. Старшинин вместе с тем считает эти факты не достаточными, чтобы признать ликвидацию больницы под видом реорганизации. Иными словами, даже если департамент признает, что эти факты соответствуют действительности, он не признает, что это изменяет смысл самим же департаментом выпущенного приказа. Понятие "ликвидация" А.В. Старшинин трактует чисто формально: если ДЗМ выпустил приказ о реорганизации, то с больницей можно делать что угодно, это все равно будет считаться "реорганизацией", а не "ликвидацией".

3. А.В. Старшинин отказывается предоставлять утвержденное ДЗМ штатное расписание объединенного НПЦ им. Соловьева, которое однозначно говорило бы о том, предполагалось ли закрытие больнице или только ее изменение ее наименования. Объяснение простое: "На каком основании мы должны вам, профсоюзу, его предоставлять?"

4. Заместитель начальника департамента не дает однозначного ответа: состоит смысл приказа в закрытии больницы или лишь в ее присоединении. И, соответственно, мы не знаем, проявляла администрация ПКБ им. Каннабиха произвол, сообщая работникам о закрытии больницы или действовала в согласии с замыслом департамента. Из этого можно заключить: ДЗМ хочет оставить себе поле для отступления. Если вдруг закрытие больницы придется остановить, вину за закрытие всегда можно будет спихнуть на подчиненных.

Комитет защиты психиатрической помощи продолжает действия в защиту ПКБ им. Каннабиха. И, в том числе, публичные акции протеста.

Цитаты:

С: "Если кто-то неправильно исполняет приказ, он должен понести ответственность"

Закрывать или присоединять: в чем позиция департамента?

С: Позиция департамента изложена в приказе.

Т: В чем она состоит? Больница продолжит работать?

С: Да, конечно.

Т: По адресу: Волоколамское ш., д. 47?

С: Ну, предполагалось так.

Т: То есть просто меняется юридическое лицо? Была "им. Каннабиха", стала "Соловьевка"?

С: Да.

Т: То есть это [реорганизация] не должно отразиться на адресе приема пациентов?

С: Ну, вы знаете, мне сейчас очень сложно вам ответить на этот вопрос, потому что теоретически ничего не должно было произойти с тем, что декларировалось в отношении этой больницы… А если декларировалось, что база сохраняется, то другой позиции быть не может.

***

С: Скажите, пожалуйста, а что пациентское сообщество не устраивает — если чисто теоретически предположить?.. Ведь для пациентов главное, чтобы помощь оказывалась адекватно и качественно.

Т: Вы знаете, во-первых, с точки зрения географии сохранение больницы по прежнему адресу для многих очень удобно.

С: То есть вы говорите о маршрутизации?

Т: Да.

С: Я вас понял.

***

С: Если были допущены какие-то нарушения по процедуре, то со стороны департамента будут приняты соответствующие меры, и вы будете уведомлены.

Т: Тогда можно надеяться, что возобновится прием пациентов [на старой территории]?

С: Я не могу вам ответить на этот вопрос.

***

Т: Какова официальная позиция департамента [о продолжении оказания помощи по адресу: Волоколамское шоссе, д. 47]?

С: Она изложена в приказе.

Т: Предполагается прием пациентов [на прежней территории]?

С: Разрушения точно никто не предполагал. И пациенты не могут остаться брошенными. Это официальная позиция департамента.

Т: Они будут приниматься по адресу: Волоколамское шоссе, д. 47? "Брошенные" — это очень обтекаемая формулировка…

С: Я не хочу сейчас оказаться в положении человека, который вам пообещает то, чего он не может сделать.

***

Ла: Вы говорите о реструктуризации. Однако практически, по той информации, которой мы располагаем и которую вы не оспариваете, мы вправе говорить о ликвидации [больницы].

С: В законодательстве четко прописано, что означает ликвидация. На мой взгляд, пока что данных, убедительно доказывающих, что это есть ликвидация, нет.

Ли: Из больницы вывозят мебель…

С: Все факты будут детально проверены. Вашу настороженность я услышал и принял к сведению.

***

Далее был задан вопрос: нарушала ли администрация ПКБ им. Каннабиха первоначальный замысел департамента и, соответственно,
когда сообщала сотрудникам, что больница скоро закроется и поэтому им нужно покинуть штат ПКБ им. Канабиха? На него А.В. Старшинин ответил так:

С: Вопрос понятен, но ответить на него я не могу, и никто не сможет.

А: Когда вам задавали вопрос о продолжении оказания помощи по этому адресу, вы ответили очень уклончиво…

С: Безусловно. Дело в том, что я не могу сейчас на этой встрече поступить таким образом, чтобы вы потом сказали: "мы были у Старшинина, и он нас ввел в заблуждение, он говорил одно, а на самом деле другое". Безусловно, я сейчас подбираю слова, которые были бы максимально однозначны с точки зрения этого толкования. Если говорить об официальной позиции департамента, то лучше бы на этот вопрос я вам ответил письменно. Насколько я участвовал во встречах у профильного заместителя, точно не предполагалось, что будет ухудшение качества медицинской помощи.

Т: Следуя приказу, не предполагается исключение помощи по адресу: Волоколамское ш., д. 47, потому что эти корпуса передаются НПЦ им. Соловьева.

С: Конечно, по приказу — да. Там точно складские помещения никто размещать не будет.

***

О запросе штатного расписания:

С: Штатное расписание утверждается не ДЗМ.

С: А на каком основании мы, департамент, должны вам, профсоюзу "Действие", предоставлять штатное расписание? Обращайтесь к медицинской организации.

А: Штатное расписание вам предоставлено заранее и, исходя из него, вы заранее знали, вы должны были знать, планируется ли закрытие больницы с сокращением персонала либо просто объединение с целью сокращения административных издержек. Поскольку ситуация публичная, мы считаем, что и штатное расписание нужно опубликовать, если вы хотите отвести подозрения от департамента... Если это вам не безразлично…

С: Мне небезразлично… Я могу вам штатное расписание ДЗМ показать. Хотите? Вы хотите у меня в кабинете поискать штатное расписание? У меня тут много разной информации. Если бы вы заранее запросили, а не так экстренно, я бы мог вам разную информацию предоставить…

А: Секундочку. Мы запрашивали у вас штатное расписание 16 декабря, прошло два месяца. За это время вы не предоставили.

С: Штатное расписание не наш внутренний документ.

***

С: Деятельность департамента не какая-то кулуарная.

***

С -- А.В. Старшинин, зам. начальника Департамента здравоохранения г. Москвы
Ла -- Ю.Е. Лапин, д.м.н., муниципальный депутат "Орехово-Борисово Северное"
Ли -- Л.Л. Егорова, медицинский психолог, работник ПКБ им. Каннабиха
А -- Алексей Гусев, оргсекретарь Московской городской территориальной организации МПРЗ "Действие"