ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Игра «в больничку» (в Лотошинском районе Подмосковья)

Новость от 15 октября 2023

В 130 км от Москвы расположен Лотошинский район, позиционируемый местной властью как самый экологичный район Подмосковья. Как и полагается провинциальному райцентру по Ильфу и Петрову, в нём есть кафе «Кузьмич», «Центральный дом культуры», «Салоны красоты», магазины-офисы «Ритуальных услуг» и «ЦРБ — центральная районная больница». С виду больница как больница, но это только кажется, так как не работает как должно. О чём уже более 4-х лет бьёт тревогу врач-хирург Бокиев Рустам. Свои попытки изменить ситуацию в Лотошинской ЦРБ он называет хождением по мукам.

«Хождение» началось в 2019 году, когда в Лотошинской больнице сократили штаты и убрали из отделения хирургии дежурных хирургов. Это привело к абсурдной ситуации: пациенты, которые находятся на круглосуточном лечении, остаются без наблюдения и лечения специалиста хирурга, после того, как лечащий хирург, завершив рабочий день в 16:00, уходит домой. Хотя по смыслу требований федерального закона «Об охране здоровья», пациент получающий лечение в круглосуточном стационаре, должен находиться под врачебным наблюдением и лечением все 24 часа. Ведь за жизнь пациента ответственен именно врач, а не санитарка и медсестра.
В 2019 году районные депутаты, обеспокоенные таким положением дел, обращались в прокуратуру, минздрав области и Росздравнадзор. Но ситуация остается без изменений. Мало того, год назад один из хирургов предпочел перейти на работу в Волоколамскую ЦРБ, хотя он и его семья живёт в Лотошино. Совсем недавно, 1 августа, ещё один хирург уволился по собственному желанию, видимо, не выдержав организационного хаоса в хирургической службе Лотошинской ЦРБ. Периодически возникают проблемы с обеспечением некоторыми лекарствами, консультациями специалистов, расходными материалами для медицинского оборудования. В больнице, по словам Рустама Бокиева, нет чёткого алгоритма созыва и сбора в операционную хирурга-оператора и хирурга-ассистента. В таких условиях каждый врач рискует попасть под 238-ю статью Уголовного кодекса за оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Хирург Рустам Бокиев неоднократно обращался в надзорные органы, в Минздрав, в прессу, но воз и ныне там. Нет, больница пока не закрыта, она функционирует, но сегодня это похоже на декорацию лечебного учреждения. «Разве это нормально, когда поступившему в больницу пациенту, который нуждается в экстренной помощи, предлагают подождать эту помощь? А так в Лотошино есть и было и неоднократно», - говорит Бокиев. В чем дело? Да просто нет хирургов, на их зарплате экономят, предлагают неудобный график работы, а то и вообще абсурд – «дежурство на дому». Такой формат предполагает, что врача могут неожиданно вызвать из дома в любое время дня и ночи. А платить станут только за фактически отработанные часы с учетом времени переезда. «Мало того, что хирург, члены его семьи должны жить в ожидании вызова и готовности в любой момент ехать в больницу – в том числе и в праздники и выходные – так еще за это ему предлагают получить «три копейки», не остаётся времени на семью, на самообразование, на посещение хирургических мероприятий в столице», - сетует врач. До января 2019 года в отделении хирургии в очном режиме дежурил врач-хирург (основной), а второй хирург — дежурил «на дому» на случай необходимости сбора и комплектации операционной бригады.

На одну из жалоб в Госдуму и прокуратуру, в которой поднимаются проблемы организации хирургической помощи и наблюдения за пациентами, начальник отдела стационарной помощи подмосковного минздрава отреагировала красноречиво: действия хирурга Бокиева были названы «деструктивными, препятствующими нормальному функционированию Лотошинской ЦРБ».

Прокуратура после долгих переписок и общения хирурга Бокиева Р.Т. с ними, в апреле 2023 года отреагировала вынесением представления в адрес главного врача ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ», так как выявила в больнице нарушения трудового законодательства и закона о здравоохранении. Но главный врач ответила районной прокуратуре отпиской и, похоже, прокуратура этим удовлетворилась.

Между тем, ситуация в Лотошинской больнице не изменилась. «У меня есть объяснения, почему так происходит, - говорит Рустам. – По идее, принятие мер прокурором может привести к тому, что руководство больницы и всех, кто «дал добро» на сокращение хирургов, нужно привлекать как минимум к административной ответственности. Или чиновникам от здравоохранения следует признать, что их решение было ошибочным. Признавать, конечно же, никто не собирается».
Российское общество хирургов – основная профессиональная ассоциация страны в сфере хирургии – еще в июле направила прокурору Лотошинского района В.С. Шишкину обращение, в котором бьет тревогу: «Администрация больницы, активно возражает и противодействует донесению информации госпитализируемым в круглосуточный стационар хирургическим пациентам о том, что в отделении отсутствует возможность обеспечения больным круглосуточного наблюдения врачом-хирургом, сокрытие такой информации от пациента может привести врача к правонарушению по ст. 237 УК РФ».

Почему же возникла подобная ситуация в районной больнице? Возможный ответ прост. Экономия фонда оплаты труда. Оптимизация. Замалчивание сменяющимися главными врачами и чиновниками минздрава проблем, возникающих в результате сокращения. Господствует «бухгалтерский подход», при котором интересы пациентов «заметаются под ковёр» и игнорируются, жизнь человека обесценивается. В 2010 году вышел закон, согласно которому «не использованные в текущем финансовом году остатки средств остаются на счетах госучреждений», а региональные законы позволяют переводить эти остатки в стимулирующие работников премии. Для руководителей больницы такая ситуация выгодна: возможна покупка лояльности, поощрение послушных. Администрация Лотошинской ЦРБ, сократив в 2019 г штат «дежурных хирургов» - 4,75 ставки – экономит за год порядка 1 млн 750 тыс рублей в год, включая обязательные налоги и отчисления.
Анастасия Манзя - юрист профсоюза «Действие» – полагает, что руководство больницы, не желая оплачивать ночные часы работы хирурга, рискует жизнью людей. «Но это все до поры до времени, до тех пор, пока кто-то из пациентов не обратится с жалобой в прокуратуру и не будет заведено уголовное дело. И тогда вся эта экономия пойдет прахом». «Рустам Бокиев так упорно бьется потому, что понимает: в больнице созданы условия, которые способствуют совершению преступления. А врачи не хотят и не должны оказаться на скамье подсудимых».

Сегодня в больнице есть круглосуточный стационар, предполагается, что пациент должен находиться под наблюдением специалиста там 24 часа в сутки. Но это только предполагается, в реальности этого нет и, если кому-то стало хуже, оказать хирургическую помощь оперативно – невозможно. Дежурными врачами приёмного отделения чаще всего оказываются не хирурги. По рассказам медиков, имел место такой случай: человек болел дней 5, а поступил в больницу в 12 часов ночи. Его направили в хирургический стационар. Он до утра ждал, пока к нему придет врач и назначит обследование. Время было упущено, делать и УЗИ (порой и КТ) в таких случаях нужно срочно. А тут в приёмном отделении лишь ввели обезболивающее лекарство. А у пациента оказалась запущенная острая кишечная непроходимость. Поздняя диагностика грозила серьёзными осложнениями. Вплоть до летального исхода. выполнения малотравматичных операций. Неужели добиваться исполнения всего этого – действительно, что-то «деструктивное»?
За что борется хирург Лотошинской ЦРБ Рустам Бокиев? За то, чтобы в Лотошинской больнице вернули «должности «круглосуточных» дежурных хирургов по оказанию экстренной помощи. Если этого обеспечить нельзя, необходимо перестать госпитализировать пациентов, которым нужны «круглосуточные» хирурги, обеспечить их отправку в другие медицинские учреждения Московской области.
Пациентов необходимо информировать о том, что в больнице отсутствует круглосуточное наблюдение и лечение врача-хирурга, информировать и предоставлять право выбирать медицинскую организацию, в которой он может лечиться.
В больнице должен быть разработан механизм формирования операционной бригады (в основной – хирург и ассистент). Необходимо, чтобы в ЦРБ должным образом и круглосуточно работало лапароскопическое оборудование для выполнения малотравматичных операций. Неужели добиваться исполнения всего этого – действительно, что-то «деструктивное»?