ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

«КОНЦЛАГЕРЬ» для младших медицинских сестер (20 работниц вместо 160, камеры слежения, ни минуты передышки)

Новость от 05 декабря 2021 Автор: Андрей Коновал, председатель ОПРЗ "Действие"

Помните, как несколько месяцев назад в Коломенском перинатальном центре (КПЦ) хотели полностью сократить младший медицинский персонал, а профсоюз «Действие», в который вступили работницы, сорвал эти планы?

Еще 11 сентября, в пятницу, главный врач КПЦ Татьяна Шаврак на встрече с младшими медсестрами категорично заявляла: «Не будет у нас «младших»! Для того и собрали вас, и в первый раз собрали и сейчас... Я тоже хочу кое-что, но мне сказали: «Нет!». Я действую так, как мне сказали администрация, министерство здравоохранения [Московской области»] и обком Профсоюза [работников здравоохранения РФ].
Сдав таким образом всех «соучастников», Шаврак вернулась после собрания в свой кабинет, где ее уже ждало письмо счастья от центрального руководства МПРЗ «Действие» с требованием об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также предупреждением о готовности профсоюза начать полноценную протестную кампанию. Развертывать информационное сопровождение борьбы против сокращения мы начали в тот же день, и уже к понедельнику, 13 сентября, главврач Шаврак дозрела до того, чтобы выполнить оба основных пункта наших требований. А именно: 1) отозвала уведомления о сокращении штата младших медицинских сестер и переводе их на должности уборщиц; 2) отменила собственный приказ № 111 о сокращения всех ставок младших медицинских сестер.

На этом профсоюз «Действие» остановил в сентябре активные действия в Коломенском перинатальном центре, хотя, разбираясь с сокращением штата, мы обнаружили там и другие весьма серьезные нарушения в части организации работы младшего и среднего медицинского персонала. Но в тот момент внимание центрального аппарата и юридической службы «Действия» было отвлечено на другие участки профсоюзного фронта.

Судьба, таким образом, подарила главврачу КПЦ Татьяне Шаврак несколько месяцев на то, чтобы сделать мир лучше.

Как должен был поступить разумный руководитель, узнав, что в его учреждении создана сплоченная организация профсоюза «Действие»? Правильно – как и предписывает Трудовой кодекс - наладить социальное партнерство с профсоюзом и - как предписывают профильные приказы Минздрава России – принять меры по устранению грубых нарушений в организации медицинской помощи.

Как же повела себя г-жа Шаврак?

Во-первых, г-жа Шаврак продолжила нарушать Трудовой кодекс, федеральный закон о профсоюзах, закон об обращениях граждан, игнорируя права МПРЗ «Действие». Она так и не предоставила нашему профкому запрошенные локальные нормативные акты, помещение для проведения заседаний и место для профсоюзного стенда.
Во-вторых, мы так и не услышали извинений от Татьяны Шаврак за то, что на встрече с работницами она публично назвала наш профсоюз «экстремистским», а младших медсестер, не согласившихся на незаконный перевод в уборщицы, обвинила в «террористической» деятельности.
В-третьих, за это время главврач Шаврак могла бы уже начать приводить штатную численность младшего и среднего медперсонала КПЦ в соответствие со штатными нормативами Минздрава, то есть увеличивать штат работниц, а не выезжать на их сверхэксплуатации. Однако этого сделано не было, зато измотанным непосильным объемом работы младшим медсестрам вновь стали угрожать увольнениями и дисциплинарными взысканиями.

В этих обстоятельствах центральное руководство профсоюза «Действие» вновь ставит ситуацию в Коломенском перинатальном центре во главу повестки своей работы. Тем более, что всплывшая там проблема нехватки младшего медперсонала входит в число системных, а ее решение может стать прецедентным. Я полагаю, что и многие депутаты и общественные деятели, которые сегодня высказывают возмущение фактами ненадлежащего ухода за пациентами в стационарах страны, смогут сказать свое веское слово на примере коломенского роддома.
Напомню, что в штатном расписании огромного перинатального центра в Коломне имеется всего 25,75 ставок младших медсестер, которые занимают 20 работниц. Санитарок нет вообще, но есть десяток уборщиц-мигранток, поставляемых в учреждение клининговой фирмой по аутсорсингу. В 2017 году, когда перинатальный центр с помпой открылся, в его штате было 56 младших медсестер, но с тех пор, младший медперсонал дважды оптимизировали и ликвидировали бы полностью с 1 октября 2021 г., если б не вмешался профсоюз «Действие».

Юридическая служба МПРЗ «Действие» проанализировала – какой должна быть численность младшего медперсонала в КПЦ, если бы главврач Татьяна Шаврак соблюдала установленные Минздравом России нормативы штатного расписания (см. прилагаемый документ).
Выяснилось, что в учреждении должно быть следующее количество младшего медперсонала:
1. В акушерском стационаре:
* младших медсестер по уходу за больными: 85,5 ставок (фактически замещено 16 ставок, не хватает работников на 69,5 ставки);
* санитарок: 13,5 ставок (фактически занятых ставок нет, не хватает работников на 13,5 ставки);
2. В гинекологическом отделении:
* младших медсестер по уходу за больными: 19 ставок (фактически занятых ставок нет, не хватает 19 работников)
* санитарок: 4,75 ставки (фактически занятых ставок нет, не хватает работников на 4,75 ставки);
3. В неонатологическом стационаре:
* младших медсестер по уходу за больными: 23,75 ставки (фактически занятых ставок нет, не хватает работников на 23,75 ставки)
* санитарок: 14,25 ставок (фактически занятых ставок нет, не хватает работников на 14,25 ставки).

Таким образом, общий дефицит младшего медперсонала по предварительной оценке (без учета приемного отделения) составляет почти 144,5 ставок (112,25 – ставок младших медсестер, 32,5 - санитарок). При расчете использовались данные по фактическому количеству койко-мест, предоставленные работницами, поэтому результат не претендует на абсолютную точность, но масштаб проблемы он отражает. Фактически одна младшая медсестра работает за шестерых-восьмерых.

Как же организована работа при такой нехватке младшего медперсонала?

Вот как описывают ситуацию сами работницы в обращении в профсоюз «Действие».
«Младшие медсестры приемного отделения после 20:00 работает на несколько отделений и 8 постов одновременно: это сам «приемник», 2 поста в отделении патологии беременных, 2 поста в послеродовом, 2 поста гинекологии, еще ходят помогать в родблок.

Просто представьте: в отделении патологии у беременной женщины отошли воды. Акушерка звонит в приемное отделение, вызывает к себе младшую медсестру, чтобы убрать за женщиной. В это же самое время у родившей женщины началось кровотечение (такое бывает). Акушерка с послеродового отделения тоже звонит в приемное отделение, вызывает к себе младшую медсестру. И в это же самое время в гинекологическом отделении происходит подобная ситуация. Медсестра с гинекологии тоже звонит в приемное отделение, и так же вызывает к себе младшую медсестру. Но младшая медсестра закреплена за приемным отделением. И в это же самое время приезжает скорая, привозит женщину, которая уже в родах. Куда идти младшей медсестре? Как ей разорваться на все отделения?

Да, у нас и в других отделениях остались «младшие». Только у них тоже много работы, потому что это отделения реанимации и родблок. Младшие медсестры в реанимации тоже работают на два отделения: женскую реанимацию и детскую реанимацию. Еще в ночь обслуживают отделение патологии недоношенных детей. У них и своей работы хватает. Так же остались «младшие» в родблоке, которые работают суточным графиком. Представьте и их нагрузку. «Младшие» в количестве 2-х человек обслуживают 10 родзалов. Еще ходят мыть операционную после кесарева сечения, так как младшая из оперблока работает до 20:00. И количество родов у нас не 1-3 в сутки, а доходит до 26. Из них 4-7 - это кесарево сечение. И, как правило, оно происходит после 20:00. «Младшие», которые работают до 20:00, также работают на несколько отделений. Одна младшая обслуживает отделение патологии беременных и гинекологию. Другая - обслуживает отделение послеродовое с женщинами, послеродовое с детьми и отделение патологии новорожденных и недоношенных детей. Эти 5 отделений в ночь остаются без ухода «младших».
Одно непонятно, неужели наши женщины, которые еще не родили, и те которые уже родили, и те, которые в процессе находятся, и родившиеся малыши - неужели не заслуживают помощи «младшего мелперсонала»? Разве они должны ждать по несколько часов, чтобы им поменяли постель, помогли подмыться, помогли с чулками, которые трудно надеть?»

Теоретически за такие перегрузки младшие медсестры должны получать компенсационные выплаты, согласно ст. 60.2 ТК РФ - за совмещение должностей, расширение зоны обслуживания или замену временно-отсутствующего работника. Однако так вопрос вообще не стоит, поскольку, как мы помним, в штатном расписании нет соответствующих ставок – 25,75 должностей «младших» вместо 138, при том, что они еще исполняют и функции санитарок. Фактически работниц годами обкрадывают при выплате из зарплаты из месяца в месяц. Именно для этого их в свое время путем поправок в трудовые договоры «открепили» от конкретных структурных подразделений и перевели в разряд какого-то «общеучрежденческого персонала». Чтобы можно было гонять их по всему роддому, не спрашивая согласия на дополнительный объем работы и не оплачивая его.

Длительность рабочей смены младших медсестер в КПЦ составляет 24 часа (сутки). При этом перерывов на отдых не предусмотрено, только на прием пищи. При нормальной численности штата у работниц после выполнения всей работы оставалось бы время, чтобы перевести дух, но в нынешней ситуации – это практически невозможно. В коридорах и смотровых кабинетах (даже над гинекологическим креслом, кстати), установлены видеокамеры с выводом изображения в кабинет г-жи Шаврак. Как хранятся эти персональные данные, как защищены, кто имеет к ним доступ – мы не знаем. В последнее время, как отмечают работницы, на них постоянно пишут докладные, если они не успевают что-то сделать, а как можно все успеть – при таком дефиците младшего медперсонала? Иначе как «концлагерем» такие условия работы я назвать не могу.

Непростая ситуация и у среднего медперсонала КПЦ. Наш расчет показал, например, нехватку в акушерском отделении 52,5 ставки акушерок (при необходимых по нормативам 85,5 ставок фактически замещено 33 ставки). При том, что средний медперсонал вынужден брать на себя часть функций младшего медперсонала при его нехватке).

Профсоюз «Действие» намерен добиться соблюдения федеральных норм штатной численности младшего и среднего медперсонала в Коломенском перинатальном центре.
Еще в ноябре наш профком направил соответствующие обращения в надзорные органы. Сейчас готовятся обращения и от центрального руководства профсоюза, а также всероссийская кампания солидарности.

ОТ СЛОВ – К ДЕЙСТВИЮ, ОТ ДЕЙСТВИЯ – К ПОБЕДЕ!