ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Кровавая работа

Новость от 21 декабря 2017

Можно ли качественно очистить салон автомобиля скорой помощи от крови, рвотной массы и т.п. при помощи тряпок и ведер на ночном морозе при свете уличных фонарей? Вопрос риторический, но именно так – на улице, без заезда автомобилей в теплые боксы, ежедневно пытаются делать это бывшие санитарки, а ныне просто уборщицы республиканской станции скорой помощи Башкортостана.

Лишь на двух подстанциях из 7 структурных подразделений уфимской «скорой» есть площадки для мытья салона автомобиля, соответствующие требованиям СанПин. Автомобили обрабатывают прямо на улице – где-то даже в непосредственном соседстве от детской площадки. Воду для мытья приносят ведрами, отмывают тряпками руками, стынущими на морозе в резиновых перчатках. Тех, кто выполняет эту работу, лишили в марте даже статуса санитарок- «разжаловали» в уборщицы, чтобы не повышать зарплату по «майским указам» как младшему медицинскому персоналу. Оклад за эту работу составляет всего 3800 руб. За счет стимулирующих выплат он увеличивается до суммы примерно в размере МРОТ. Члены выездной бригады, прибывшие с вызова, вместо того, чтобы передохнуть, вынуждены теперь тоже мерзнуть на улице – им вменено контролировать качество уборки, осуществляемой «неквалифицированным немедицинским персоналом». И если признать, что уборка проведена плохо (а как можно сделать это всегда хорошо, когда, например, кровь застывает на морозе?), то можно разобрать это на врачебной комиссии (ВК) и наказать сразу несколько человек- и тех, кто мыл, и тех, кто контролировал.

В первой половине декабря сотрудники скорой сняли на видео, как выглядит салон автомобиля после оказания помощи больному с ножевым ранением в шею, взятому ночью с улицы. На записи видно, что пол автомобиля буквально залит лужами крови (причем больной сообщил о том, что он ВИЧ – инфицирован и болен гепатитом С). Между тем, сотрудникам выездных бригад скорой помощи Башкортостана по результатам проведенной летом специальной оценки условий труда (сокращенно - СОУТ) отменили сокращенную рабочую неделю. Сделали 39 часов вместо 36, положенных «за вредность». «Нет у вас опасного «биологического фактора», вы с кровью не работаете»,- убеждает работников администрация станции.

Уборщица, как могла на морозе, отмыла салон от луж и брызг крови. Но когда автомобиль отправился на вызов, салон прогрелся и в машине стало невозможно дышать от испарений и запахов крови, которая осталась под станиной для носилок и теперь растаяла. Убрать ее тряпкой было невозможно, поскольку рука с тряпкой туда просто не пролезает. Активисты профсоюза «Действие», члены выездной бригады добились, чтобы заведующая подстанцией посетила салон автомобиля и жестко поставили перед ней вопрос, почему даже в филиале №4 (бывшая Орджоникидзевская подстанция), где имеются нормальные условия для обработки автомобиля, запрещено проводить ее в теплом боксе гаража, а разрешается только текущая и генеральная уборка. Заведующей напомнили, что при низких температурах все жидкости - и дезинфицирующие, и биологические - за несколько минут замерзают и превращаются в лёд. Прогреть салон «Форда транзит» на улице до адекватной температуры - невозможно. А когда санитарный автомобиль выехал на вызов, печка в машине во время движения на вызов нагрела салон и все замерзшее просто растаяло.

Была проведена повторная обработка салона и проведена замена матраца. И вот - о чудо! - через некоторое время в комнате механика появилось объявление о том, что машины для санитарной обработки необходимо загонять в гараж. Видимо, сработало обещание, что видеозапись будет размещена в сети Интернет и будет направлена жалоба в Роспотребнадзор.

На одной подстанции вопрос, таким образом, решился, а на других, к сожалению, нет.

На Центральной подстанции, например, ночью помывка происходит прямо под фонарем, напротив входа на подстанцию. Уборщики технических помещений напоминают средневековых рыцарей, так как перчатки, примёрзшие к рукам, сродни кольчужным. Как ни старайся, но при обработке загрязненная вода попадает на землю, точнее, на ледовое покрытие, которое уже образовалось в этом месте. А трясущийся от холода персонал выездных бригад стоит рядом, контролируя качество уборки и подсвечивая фонариком.

По мнению профсоюзных активистов, это не только нарушение санитарного законодательства, но и норм охраны труда - полное безразличие к сотрудникам. И вместо того, чтобы принимать адекватные меры по нормальной организации процесса санитарной обработки автомобилей, многочисленные контролеры ищут повод для наказания сотрудников, и так работающих в нечеловеческих условиях, грозят разбором на врачебной комиссии. Возглавляет ВК, кстати, Резеда Поморцева - заместитель главного врача по медицинской части - то есть должностное лицо, которое, скорее всего, и должно отвечать за соблюдение санитарных норм. Вот и встает вопрос - кого же на самом деле следует разбирать на ВК? Тех, кто не обеспечивает нормальные условия для работы персонала или тех, кто спасает жизни и здоровье людей, рискуя своим здоровьем из-за халатного отношения руководящих лиц?

Публикация подготовлена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.