ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Кто виноват в вспышке коронавирусной инфекции в уфимской РКБ им. Г.Г. Куватова?

Новость от 09 апреля 2020

Вчера, 8 апреля, на электронную почту профсоюза медработников "Действие" поступило эмоциональное обращение: «ПОМОГИТЕ! НАС ОТСЮДА ЖИВЫМИ НЕ ВЫПУСТЯТ!» Под обращением стояла подпись - «врачи РКБ им.Г.Г. Куватова». Речь идет о Республиканской клинической больнице в Уфе, в которой в связи со вспышкой коронавируса с 6 апреля введен карантин, и около 1200 человек (сотрудников, пациентов, ухаживающих за пациентами родственников) оказались изолированы в больничных корпусах.

Приведем некоторые фрагменты из обращения:

«Сегодня, 08 апреля 2020 года, мы, врачи и медсестры Республиканской клинической больницы им. Г.Г.Куватова (г. Уфа), уже третий день находимся в заложниках на своих рабочих местах.

В больнице сейчас около 50 пациентов с двухсторонними вирусными пневмониями различной степени тяжести! Только сегодня было проведено 20 компьютерных томографий органов грудной клетки больным с пневмониями. Администрация больницы, главный врач – главврач Сыртланова Эльза Раифовна, ее заместитель Елхова Елена Асагатовна, 2 недели не давали нам обследовать пациентов с вирусными пневмониями на новую инфекцию, всячески скрывая проблему! А когда закономерно началась катастрофа стали обвинять врачей в том, что они принесли инфекцию в больницу! Врачи ли? Или главный врач, которая только в марте вернулась из дальних путешествий?

Промежуточным итогом сокрытия вспышки инфекции стало: 35 человек сотрудников с вирусными пневмониями (у части из них уже подтвержден COVID - 19) в инфекционной больнице, около полусотни пациентов с пневмониями - в РКБ им. Г.Г.Куватова. Десятки врачей с пневмониями лежат дома. В проведении компьютерной томографии и взятии мазков на вирус им отказывают.

Сегодня вечером отделение неврологии РКБ им. Г.Г Куватова перепрофилировали в отделение для больных с вирусными (!) пневмониями. Из него делают инфекционное отделение. Еще утром планировали перевести пациентов с пневмониями в Демскую больницу (филиал инфекционной), а потом резко изменили решение и всех оставили в РКБ. Всех сотрудников неврологии, дав 15 минут на сборы (личные вещи, лекарства для больных, оборудование), перегнали в отделение реабилитации.

Врачи вынуждены находится в маленьких палатах, без душа и прочих элементарных удобств. Пациенты с пневмониями в соседних палатах. Любой из нас может инфицироваться в любой момент.

Мы просим о помощи!

Мы требуем:
- Немедленно перевести больных с вирусными пневмониями из РКБ в профильный (инфекционный) стационар!
- Привлечь к ответственности Сыртланову и Елхову за сокрытие вспышки инфекции в больнице!
- Назначить адекватное внешнее управление нашей больницей, чтобы через 2 недели мы могли живыми и здоровыми выйти из нее! Мы хотим жить!»

«Живых»  пофамильных подписей  к письму не приложено, поэтому оно может расцениваться как анонимное.   Тем не менее, судя по публикациям в СМИ ( по нашему мнению, наиболее развернутая  публикация  -  у информагентства Proufu.ru), данное сообщение вряд ли можно считать чистым фейком. Можно предположить, что у кого-то из медиков не выдерживают нервы, и они действительно нуждаются в поддержке.

Сопредседателю профсоюза Андрею Коновалу удалось через знакомых журналистов выйти на контакт с медиками в больнице - правда, другого - не неврологического - отделения. Частично информация из письма была подтверждена, частично уточнена.

По данным информатора, в больнице на настоящий момент проведено в целом 60 компьютерных томографий для выявления пневмонии. Также, врач сообщил, что пациентов не только с коронавирусом, но и с вирусной пневмонией уже начали вывозить из РКБ на госпитализацию в инфекционные стационары. Врач согласился с авторами письма в том, что столь негативное развитие ситуации можно было бы предотвратить своевременными действиями администрации, но их не последовало.

Еще несколько недель назад был отмечен аномальный рост вирусных инфекций у пациентов во многих стационарных подразделениях, что заставляло подозревать коронавирусную инфекцию. Однако выявить пневмонию без КТ (с учетом особенностей ее протекания при COVID - 19) оказалось невозможно, мазки на коронавирус тоже не брали под предлогом того, что при сборе анамнеза прямых или косвенных контактов с "заграницей" не выявлялось, а следовательно такие пациенты не имеют статуса пациентов с подозрением на COVID - 19. На каждой оперативке руководители подразделений докладывали руководству о критической ситуации, но в ответ получали обвинения, что врачи сами не соблюдают меры безопасности.

В результате продолжалась плановая госпитализация новых пациентов, выписанные пациенты отбывали по месту жительства, в том числе в другие населенные пункты республики, чем создавались условия для дальнейшей экспансии инфекции. Реальные меры по диагностированию коронавирусной инфекции стали предприниматься лишь после того, как 5 апреля умерла пожилая пациентка и было установлено, что она была заражена COVID - 19.

Принимая во внимание поступившую информацию, руководство профсоюза полагает необходимым проведение проверки надзорными и правоохранительными органами на предмет правильности действий администрации, и соблюдения прав сотрудников больницы и пациентов.

В прокуратуру г. Уфы уже направлена жалоба с просьбой проверить действия (бездействие) руководства ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Г.Г.Куватова" на соответствие правилам и алгоритмам, установленным:
- Приказом Минздрава РФ от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»;
- "Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020)" (утв. Минздравом России);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (Опасности), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2013 № 64;
- другими правовыми актами,  обеспечивающими право работников на безопасные условия труда и право пациентов на  качественную медицинскую помощь.