ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Новости из Екатеринбурга: из санитарки в препараторы и обратно…

Новость от 07 декабря 2021 Автор: Анастасия Манзя, руководитель юридической службы МПРЗ "Действие"
Вчера, 06.12.2021, Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга вынес решение по иску работника ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» Светланы Владимировны Бабиной о незаконном переводе на другую должность и взыскании морального вреда, согласно которому исковые требования истицы были удовлетворены практически в полном объеме (размер морального вреда снижен с 50 000 до 30 000 рублей).

В 2016 г. в учреждении была проведена специальная оценка условий труда, согласно которой итоговый класс вредности был понижен по сравнению с прежней картой аттестации рабочего места. В результате понижения класса вредности работодатель принял решение уменьшить работникам объем гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (дополнительный отпуск с 18 календарных дней сократили до 7 календарных дней, денежную компенсацию уменьшили с 15% от должностного оклада до 4%).

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ предусматривает сохранение за работником, работающем на рабочем месте с вредными и/или опасными условиями труда, гарантий и компенсаций в прежнем объеме в случае, если снижение класса вредности произошло не из-за реального улучшения условий труда, а из-за изменения методики оценки. В связи с этим работники посчитали, что их трудовые права и законные интересы нарушены. В итоге, отделение радионуклидной диагностики полным составом отправилось в суд для оспаривания действий работодателя и восстанавливать свое право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 дней и компенсационную выплату 15%.

Суд работники, естественно, выиграли. Однако…

В своем желании сэкономить на уменьшении гарантий работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, работодатель не остановился и начал ликвидировать младший медицинский персонал (от слова совсем). Поэтому в 2017 г. он перевел санитарку радионуклидной диагностики на странную и непонятную должность препаратора… В итоге у работницы не только уменьшились гарантии за работу с вредными условиями труда, но и снизился должностной оклад. Плюс ко всему суд восстановил ее право на увеличенный допотпуск и компенсационную выплату только до дня ее перевода на должность препаратора.

Такое решение суда послужило основанием для обращения Светланы с иском в суд о восстановлении ее в должности санитарки. И вот вчера суд восстановил ее в прежней должности и в правах на гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. И компенсацию морального вреда назначил в размере 30 000 рублей (мы просили 50 000).

Обратило на себя внимание поведение юриста ГАУЗ СО ОДКБ и главной медсестры (выступила свидетелем), которые возражали против восстановления Светланы в должности санитарки потому, что она «не выполняет медицинские манипуляции». На минуточку, мы и не утверждали, что она их выполняет (те медицинские манипуляции, которые предусмотрены ГОСТ). Мы говорили о том, что она обеспечивает санитарное состояние помещений отделения радионуклидной диагностики и транспортировку материальных объектов. Все в рамках профстандарта младшего медперсонала. Но свидетель утверждал, что дезинфекцией поверхностей и транспортировкой той же спецодежды в прачечную и обратно, в хранилище - радиоактивных отходов и зараженного медицинского оборудования занимается процедурная медсестра. Отличная работа организаторов здравоохранения. Профстандарты? Не, не слышали…

На сегодняшний день ни санитарок, ни младших медсестер в ОДКБ нет ни в операционных, ни в реанимации – НИГДЕ. А это с позиции Генеральной прокуратуры, не много, не мало, а нарушение федерального закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который предусматривает в качестве одного из основных принципов охраны здоровья – доступность и качество медицинской помощи, что достигается в том числе наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и пр.

Нехватка медицинского персонала влечет за собой нарушения прав пациентов на качественную и своевременную медицинскую помощь, но это уже совсем другая история, о которой мы расскажем в ближайшее время.