ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Беременная? Медсестра? Работай, пока живот не виден!

Новость от 28 января 2019

Профком МПРЗ «Действие» уфимской «скорой» за несколько лет борьбы приучил начальство - если сотрудница ждет ребенка, её следует немедленно освободить от работы. Причем с сохранением заработка. Однако заведующий Центральной подстанцией Марсель Иксанов, похоже, решил проявить оригинальность. Работать, «пока живот не будет заметен», предложил он медсестре выездной бригады.

«Право беременных на облегченные условия труда прописано в статье 254 Трудового кодекса, - говорит зампредседателя профкома «Действия» на республиканской станции скорой помощи Ирина Тишина. - Они должны быть переведены на другую работу, где нет вредных производственных факторов. Однако на скорой помощи нет рабочих мест, где гарантированно исключен контакт с инфекцией и другой «вредностью». Поэтому беременные сотрудницы подлежат освобождению от работы с сохранением среднего заработка».

Администрация уфимской «скорой» (ГБУЗ РССМП И ЦМК) далеко не сразу признала право беременных на полное освобождение от работы. В течение нескольких лет активистам «Действия» пришлось «продавливать» этот вопрос. Тем не менее, к началу 2019 года профком МПРЗ «Действие», добился освобождения от работы уже десяти сотрудниц, ждавших ребенка.

Однако в конце прошлого года работодатель, похоже, решило дать бой этой практике. Атаку возглавил заведующий Центральной подстанцией Марсель Иксанов. 24 декабря медицинская сестра выездной бригады Елена (имя изменено) предоставила ему справку, подтверждающую беременность. Однако, вместо того, чтобы, как непосредственный начальник Елены, принять меры по отстранению беременной женщины от работы, заведующий предпочел иное.
«Иксанов М.А. отказался принять во внимание факт беременности, справку мне вернул и предложил уволиться… - говорится в жалобе сотрудницы. - После чего поставил меня перед фактом, что переведет меня из выездной бригады в кабинет заправки медицинских укладок (заправочную). Разговаривал при этом со мной очень грубо, в оскорбительном для меня, будущей мамы, тоне. Я была предупреждена, что если меня не устраивает работа в ночное время в заправочной, то мне будет предоставлено прежнее рабочее место (в выездной бригаде) до тех пор «пока живот не будет заметен» (дословно)».

Под угрозой работы в выездной бригаде, где, как известно, приходится носить по этажам нелегкое оборудование и медицинскую сумку, участвовать в переноске пациентов, работать в стрессовых ситуациях, порой подвергаться оскорблениям нетрезвых граждан и даже опасности физических нападений, Елена вынуждена была работать в заправочной – в том числе и по ночам, что отдельно запрещено для беременных статьей 259 Трудового кодекса.

С 24 декабря по 10 января Елена отработала таким образом 69 часов, из них 24 часа в ночное время. Понимая, что ее права нарушаются, а будущему ребенку может быть причинен вред, медсестра обратилась за помощью в профком «Действия».

«Хотя Елена и состоит в другом, «официальном» профсоюзе (ФНПР), чей профком предпочитает не вмешиваться эти вопросы, мы не смогли отказать будущей маме в помощи, - говорит Ирина Тишина. - Для нас это уже не первый случай».

10 января было заявление на имя главного врача Марата Зиганшина с требованием прекратить нарушение закона. «В этот же день другой экземпляр - был предан мною лично в руки Иксанову М.А., с содержанием которого он ознакомился немедленно, после чего начал кричать на меня, оскорблять, - пишет Елена. - На мой вопрос, когда будет издан приказ и когда мне будет предоставлена работа, исключающая воздействие вредных производственных факторов, ответа я не получила, и со словами «всё, иди отсюда!» мне велено было покинуть кабинет и идти на предоставленное рабочее место в заправочной».

В итоге, с 10 января по 15 января, уже после подачи официального заявления, Елена отработала во вредных условиях 30 часов, из них более половины в ночное время. При этом еще 11 января главврачом был издан приказ №24, которым предписывалось освободить Елену от работы «с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого дни».
Примечательно, что, согласно пункту 2 приказа, контроль за его исполнением возлагается на заведующего подстанцией Иксанова. Как он его контролировал, мы уже рассказали выше.

Профсоюз «Действие» констатирует грубое нарушение трудового законодательства в отношении беременной работницы. С точки зрения профсоюзных активистов и самой сотрудницы, в этом виноват, прежде всего, заведующий Марсель Иксанов. Чтобы таких вещей на уфимской «скорой» больше не повторялось, в Государственную инспекцию труда Республике Башкортостан подана жалоба с изложением фактов и требованием привлечь виновных должностных лиц к ответственности.

С 15 января Елена стала одиннадцатой сотрудницей республиканской скорой помощи Башкирии, полностью освобожденной, благодаря поддержке профкома МПРЗ «Действие», от работы на период беременности с сохранением заработка.