ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Работники самарской «скорой» обратились к главе Ростеха С.Чемезову с открытым письмом

Новость от 07 апреля 2020

Профком МПРЗ «Действие», представляющий интересы более двухсот сотрудников самарской станции скорой помощи, направил вчера, 6 апреля, на имя генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова письмо с просьбой пояснить позицию государственной корпорации в отношении аутсорсингового проекта, реализуемого ООО «РТ-Скорая помощь». В профсоюзе «Действие» считают опасной планируемую с 1 мая почти стопроцентную замену в Самаре автопарка скорой помощи на автомобили частной компании, в которую под угрозой увольнения вынуждают перейти большую часть водителей Самарской СМП.

Напомним, что в начале марта руководство ГБУЗ «Самарская СМП» заключило договор на оказание услуг по предоставлению санитарного транспорта с недавно - всего год назад - созданным ООО «РТ - Скорая помощь». В публичном пространстве данное ООО позиционируется как «дочерняя компания Ростеха», хотя на самом деле государственной корпорации принадлежит небольшая доля акций этой структуры с преимущественно частным капиталом. Профком «Действие» приводит в письме выводы независимого расследования, указывающие на связь «РТ – Скорая помощь» с другим «аутсорсером» - ООО «Эффективные системы здравоохранения» (ООО «ЭСЗ»), уже не первый год участвующем в аутсорсинговых проектах скорой помощи.

«Анализ материалов по реализации проекта по передаче негосударственным организациям на договорной основе транспортной функции позволяет утверждать, что разрекламированный проект «Новая скорая и неотложная помощь» (руководитель - Ковалев И.А., медийное лицо – АНО «АИСС», фактическая реализация – ООО «ЭСЗ») не являлся социальной инициативой и формой ГЧП, - говорится в письме. - Это исключительно коммерческий проект, при реализации которого происходили серьезные, с нашей точки зрения, нарушения бюджетного и налогового законодательства, законодательства в сфере государственных закупок, нарушаются трудовые права работников…»

В письме обращается внимание, что в 2019 году у ООО «ЭСЗ» возникли серьезные проблемы с Федеральной налоговой службой. Согласно информации официального сайта ФНС, счета ООО «ЭСЗ» в декабре 2019 года были арестованы. По данным открытых источников, большая часть автопарка (521 автомобиль) ООО «ЭСЗ» в 2019 году находилась в залогах по банковским кредитам. Деньги получены, в частности, у ПАО «Восточный экспресс банк», ключевой акционер которого Майкл Калви арестован по уголовному делу о хищениях в банке.

«Вряд ли является случайным, что в 2019 году АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу», на фоне вышеперечисленных проблем ООО «ЭСЗ», принимает участие в создании нового оператора рынка аутсорсинга транспортных услуг - ООО «РТ – Скорая помощь» (дата образования – февраль 2019 года, уставный капитал – 100 тыс. руб.), не имеющую ни опыта работы, ни имущества, ни собственного штата водителей, но которую Ковалев И.А. начинает активно продвигать в регионы уже под флагом Государственной корпорации «Ростех», - делают выводы авторы обращения.

Привлеченные профсоюзом «Действие» специалисты, изучив доступные из открытых источников сведения (в том числе - документацию открытых конкурсов, проведенных в Самарской и Кемеровской области), пришли к выводу, что организация работы и экономическая модель ООО «РТ-Скорая помощь» будут строиться по той же схеме, что и у ООО «ЭСЗ», включающей в себя уход от налогов. Транспортную услугу, по-видимому, предполагается поставлять под видом услуги скорой медицинской помощи, что позволяет уйти от уплаты НДС. Медицинские услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются, между тем как при оказании транспортных услуг НДС составляет 20% (исключение – организации и ИП, работающие на упрощенной системе налогообложения).

Во многих регионах признаются, что не намерены подписывать соглашения с «РТ-Скорая помощь» ввиду экономической нецелесообразности аутсорсинга. Например, комитет здравоохранения Курской области счел «нецелесообразным» участие в проекте. Стоимость машино-часа на Курской городской станции скорой медицинской помощи в 2018 году составила 293,95 рублей, а у «Агентства инвестиций в социальную сферу» — 350 рублей без медицинского оборудования и 420 рублей с оборудованием. То есть услуги оказываются дороже на 19-43%.

В результате анализа семилетнего опыта других регионов (Архангельская область, Кировская область, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Вологодская область, Республика Марий Эл, Пермский край, Свердловская область и пр.) – в том числе многочисленных судебных решений - выявлены следующие возможные негативные социальные последствия передачи автотранспортного обслуживания служб скорой помощи на аутсорсинг коммерческим структурам:

1. Задержка с оплатой услуг компании-аутсорсеру может повлечь проблемы с оказанием скорой медицинской помощи населению (связано с общей недостаточностью финансирования служб скорой помощи по территориальным программам ОМС).

2. Отсутствие обещанной экономии, а в ряде случаев – и существенное повышение стоимости машино-часа. Мнимость «экономии» заключается в том, что средства на оплату аутсорсинговых услуг, включая инвестиционную оставляющую и коммерческую прибыль, идут из средств ТФОМС, а не из регионального бюджета.

3. Снижение уровня соблюдения норм безопасности (не определен оператор, отвечающий за работоспособность медицинского оборудования).

4. Угроза стихийных забастовок водителей в связи с задержкой зарплат компанией-аутсорсером. Кроме того, на водителей аутсорсинговой кампании не распространяется законодательный запрет на проведение официальных забастовок, предусмотренный для сотрудников скорой помощи.

5. Как вариант: сокращения расходов на оплату труда и социальные выплаты - перевод водителей в статус индивидуальных предпринимателей или «самозанятых». Как следствие - отсутствие у водителей ряда социальных гарантий: оплачиваемых отпусков, больничных и др.

6. Подрыв костяка кадрового состава опытных водителей скорой помощи.

7. Разрушение «командного» принципа работы бригад скорой помощи в связи с тем, что водители являются работниками другой организации с собственным графиком сменности.

8. По истечению контракта регион остается и без собственного готового к работе автопарка и без костяка кадрового состава профессиональных водителей скорой помощи.

Примечательно, что перевод автомобилей скорой помощи на аутсорсинг в Самаре происходит на фоне очередного скандала в Башкортостане, в котором засветился другой частник-аутсорсер - ООО «Автотранском». Это предприятие, начиная с середины прошлого года, то и дело задерживает водителям уфимской скорой зарплату, хотя республиканской станцией скорой помощи деньги на ее услуги перечислялись. Водители пригрозили начать с 1 апреля забастовку. Чтобы ее предотвратить, пришлось срочно возвращать водителей в штат государственного учреждения. Ситуация в Уфе отчасти смягчалась тем, что не весь объем автотранспортных услуг республиканской «скорой» был переведен на аутсорсинг - здесь сохранялась часть собственного автопарка и собственный штат опытных водителей. Напомним, что в значительной степени это заслуга уфимской первчики МПРЗ «Действие», организовавшей в 2014 году сопротивление переводу водителей и транспортных услуг на аутсорсинг.

В своем обращении Сергею Чемезову самарский профком «Действие» предложил руководству госкорпорации предоставить официальное подтверждение, что ГК «Ростех» несет полную ответственность за возможные отрицательные последствия реализации проекта ООО «РТ-Скорая помощь» в Самарской области.

С полным текстом Открытого письма Сергею Чемезову можно ознакомиться здесь.

Ранее сопредседатель МПРЗ «Действие» Андрей Коновал направлял в прокуратуру жалобу на нарушение законодательства при проведении открытого конкурса в электронной форме на закупку станцией скорой помощи транспортных услуг. Проверка по данной жалобе еще не закончена.