ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Реанимация по-Екатеринбургски

Новость от 10 декабря 2021 Автор: Анастасия Манзя, руководитель юридической службы МПРЗ "Действие"

Характерная история, как в «оптимизированном» подразделении не оказалось дежурящего на постоянной основе врача, а руководство больницы решило отыграться на медсестре-анестезистке, заявив на неё в правоохранительные органы. Причём, ситуация не привела ни к каким реальным негативным последствиям для пациента, но случай, видимо, показался руководству больницу подходящим, чтобы надавить на работницу, задававшую неприятные для начальства вопросы.

Медсестра обратилась за помощью в профком ППО МПРЗ «Действие» в Областной детской клинической больнице (Екатеринбург). Несмотря на то, что ранее работница не состояла в «Действии», профсоюз, учитывая вопиющие обстоятельства дела, принял решение оказать ей юридическую и иную поддержку.

Но обо всем по порядку...

Медсестра работает в реанимационном отделении ОДКБ с 1981 года. Опытный специалист.

В соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю «Анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Минздрава РФ от 12.11.2012 № 909н, в структуру отделения реанимации должны быть включены следующие блоки:
1. преднаркозная палата и палата пробуждения
2. палаты реанимации и интенсивной терапии
3. пост экстренных оперативных вмешательств и манипуляций
4. пост плановых оперативных вмешательств и манипуляций.

Приложением 5 к указанному порядку предусмотрены штатные нормативы реанимационного отделения. Исходя из этих норм, в ГАУЗ СО ОДКБ должно быть:
* врачей анестезиологов- реаниматологов – 29,75 ставки;
* медицинских сестер-анестезистов – 38,75 ставки;
* медицинских сестер палатных – 20,5 ставок;
* санитарок – 19 ставок.

Согласно штатному расписанию в учреждении должно быть:
* врачей анестезиологов- реаниматологов – 22 ставки;
* медицинских сестер-анестезистов – 11,5 ставки;
* медицинских сестер палатных – 32 ставки;
* санитарок – 0 ставок. Вместо них – уборщики служебных помещений с расширенными функциональными обязанностями. Должность так и называется в штатном расписании. И совсем ничего, что название не совпадает ни с ЕКС, ни с профстандартом, ни, Господи прости, с приказом Минздрава № 1183н о номенклатуре медицинских должностей…

По факту в учреждении работают:
* врачи анестезиологи- реаниматологи – 10 человек. Из них: один врач-стажер (как выяснилось недавно и совершенно случайно), один внешний совместитель (приходит на работу два-три раза в неделю), одна врач в декрете. Т.е. фактически работают 9 врачей. Дефицит по данной должности – 20,75 ставок…
* медицинские сестры-анестезисты – 7 человек. Дефицит – 31,75 ставки…
* медицинские сестры палатные – 15 человек. Дефицит – 17 ставок…
* уборщицы (с расширенными обязанностями) – 4 ставки. А должны быть санитарки.

В функциональные обязанности врачей-реаниматологов (совместно с медсестрами-анестезистами) входит сопровождение прооперированных пациентов в палату пробуждения из оперблока. Если медработников хватает, то на каждом из постов будет присутствовать и врач, и медсестра, и санитарка. Если же нет…

…то возникают такие ситуации, как в ОДКБ.

В конце ноября 2021 г. в палату пробуждения, рассчитанную на 4 койки, беспрерывно поступали детки после краткосрочных операций. Один из них проснулся в отсутствие врача. Точнее, в палате присутствовал врач (как думала медсестра-анестезист), которая, по распоряжению этого врача провела экстубацию пациента и продолжала наблюдение за его состоянием в соответствии со своими должностными обязанностями. Однако другая врач, которая доставила в эту палату другого пациента, заставила медсестру-анестезиста (должность которой подразумевает достаточно высокую квалификацию) выполнять обязанности младшей медсестры (ну, если исходить из требований профстандарта «Младший медицинский персонал»). В итоге, экстубированный пациент на какое-то время остался без наблюдения медсестры-анестезиста. Но рядом с двумя врачами.

Когда медсестра готовила постель для поступившего ребенка, она услышала вопли врача-анестезиолога-реаниматолога о том, что у экстубированного пациента начала падать сатурация. Ребенку была оказана медпомощь, через 10 минут он был переведен в плановое хирургическое отделение, а на следующий день выписан из больницы. Но это к слову сказать…

Нам интереснее ситуация, которая развернулась в реанимационном отделении. Медсестру обвинили в том, что она превысила должностные полномочия. Когда она объяснила, что выполняла манипуляцию в присутствии и по распоряжению врача-анестезиолога-реаниматолога, неожиданно для себя медсестра узнала, что врач – не совсем врач, а, так сказать, волшебник-недоучка. Стажер, то есть. А это значит, что он не имеет права работать самостоятельно по узкой специализации и давать распоряжения среднему и младшему медицинскому персоналу.

К сожалению, до сведения медсестры-анестезиста информация о том, что это стажер, доведена не была. Впрочем, от того, что он давал распоряжения, врач-стажер отказался, заявив, что вообще отсутствовал в палате пробуждения. Если учесть, что в тот день на смене было 7 врачей-реаниматологов, часть из которых была задействована в операциях, другая часть находилась в реанимационных палатах, а на палату пробуждения был поставлен только врач-стажер, то получается, что палата пробуждения оставалась без контроля со стороны врачебного персонала практически весь день. Что чревато самыми негативными последствиями…

В настоящее время главный врач ГАУЗ СО ОДКБ Аверьянов О.Ю. направил в правоохранительные органы заявление о действиях медсестры-анестезиста. Между тем, в приказе о привлечении работника к дисциплинарной ответственности отражено, что наказана она за «превышение должностных обязанностей, принятие самостоятельного решения об экстубации пациентов». Работница была отстранена от исполнения своих должностных обязанностей (прощай еще один и без того дефицитный работник) на основании выявления «дефекта оказания медицинской помощи (ятрогения, не повлекшая на данный момент развития другого заболевания)».

МПРЗ «Действие» в некоторой степени согласен с тем, что имеет место дефект оказания медицинской помощи. Только, с нашей точки зрения, связан он не с действиями медсестры-анестезиста, а с непрофессионализмом самих организаторов-здравоохранения:
1. нарушены требования федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в части реализации принципов оказания медицинской помощи (доступность и качество, что достигается в том числе наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, а также применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и пр.);
2. нарушены лицензионные требования к медицинской организации, осуществляющей медицинскую деятельность;
3. нарушены трудовые права работника, той самой медсестры-анестезиста, которая:
а) незаконно привлекалась к выполнению работы, непредусмотренной ее трудовым договором, причем, по работе более низкой квалификации;
б) незаконно привлечена к дисциплинарной ответственности;
в) незаконно отстранена от работы.

В настоящее время работник готовит обращение в суд. Между тем, после того, как, объясняя свои действия в докладных записках и на заседании врачебной комиссии, медсестра указала на то, что в отделении реанимации не хватает работников, что в палате пробуждения пациенты часто и надолго остаются без контроля со стороны врачей, за палатой был закреплен врач, который ТЕПЕРЬ непрерывно находится при пациентах. Могут же, когда хотят. Или это потемкинская деревенька на то время, пока идет проверка со стороны правоохранителей?...

С нетерпением ждем развития событий.