ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Резолюция Всероссийской акции «Заплатите за COVID!» (федеральная часть)

Новость от 28 сентября 2020
В стране с 26 сентября стартовала Всероссийская акция медработников «Заплатите за COVID!».
Во всех городах, где она проходит, ее участники голосуют за Резолюцию с общими требованиями и единым текстом федеральной части этого документа.
Публикуем ее полный текст.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской акции «Заплатите за COVID!»

Общефедеральная часть резолюции

Мы, участники Всероссийской акции медработников «Заплатите за COVID!» выражаем свой протест против ситуации, сложившейся вокруг стимулирующих и страховых выплат работникам сферы здравоохранения за труд в условиях коронавирусной инфекции.
Сотни тысяч сотрудников медицинского и вспомогательного персонала оказались несправедливо лишены этих выплат, сотням тысячам они существенно и неправомерно уменьшены.
Ответственность за это, с нашей точки зрения, лежит как на федеральном правительстве, так и на региональных властях и руководителях многих медицинских организаций.
Так, например, из круга получателей выплат, предусмотренных Постановлением Правительства России № 484, полностью исключены медработники амбулаторного звена (поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов).
Между тем, уже имеющийся полугодовой опыт борьбы с коронавирусной инфекцией заставляет сегодня организаторов здравоохранения переносить акцент в лечении больных COVID-19 легкой и средней тяжести на оказание медицинской помощи на дому. Основная нагрузка при таком подходе ложится сегодня на участковую службу, которая и без того обескровлена острым кадровым дефицитом.
Созданные при поликлиниках спецбригады для тестирования пациентов на COVID-19, в отличие от аналогичных спецбригад скорой помощи, лишены выплат по 484-му постановлению.
Правительство РФ отказало в выплатах по 415-му постановлению водителям скорой помощи, а по обоим постановлениям (№ 415 и № 484) - практически всем сотрудникам немедицинского персонала, многие из которых исполняют свои обязанности в условиях контакта с больными и инфицированными гражданами, а также с инфицированными материалами и объектами.
К этой категории относятся также сотни тысяч санитарок и младших медицинских сестер, разжалованных в последние годы в уборщики служебных помещений, но фактически исполняющих трудовые функции младшего медицинского персонала.
Отдельная вина, с нашей точки зрения, лежит на Минздраве России, который в мае разослал в регионы разъяснения (письма № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 и № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020), которыми произвольно - вопреки прямому требованию Постановления Правительства №415 - исключил выплаты за оказание помощи пациентам из «групп риска заражения коронавирусной инфекцией».
Между тем, подавляющая часть сотрудников скорой помощи, первичного (амбулаторного) звена, обычных (не «ковидных») стационаров в своей ежедневной работе оказывают помощь «группам риска», более того, сами в первую очередь входят в группу риска заражения COVID-19 .
Специфика работы сотрудников бригад скорой помощи состоит в том, что риск контакта с пациентом, зараженным COVID-19 присутствует на практически любом выезде, даже если он не был официально зарегистрирован как случай с подозрением на коронавирусную инфекцию. Кроме того, заражение может произойти во время обычного вызова при доставке. например, пациента для госпитализации в приемный покой стационара. Известно также, что точность существующих ПЦР-тестов для выявления коронавирусной инфекции COVID-19 составляет лишь 70–80%.
Аналогичная ситуация складывается как в амбулаторном звене (особенно для сотрудников участковой службы), так и в стационарах. Это подтверждается огромным количеством случаев заражения COVID-19 среди медицинских сотрудников, и даже гибелью - около 700 человек по подсчетам самих медработников.
Минздрав также внушил руководству многих регионов и медучреждений, что по 484-му постановлению надбавки должны получить только сотрудники перепрофилированных под COVID-19 подразделений, а по 415-му сотрудники поликлиник, обычных («нековидных») стационаров, обычных бригад скорой помощи должны якобы получать только за отдельные смены, в которые имел место случай лабораторно подтвержденного COVID-19, а не за все фактически отработанное время, как говорится в самом постановлении.
Всеми этими противоречиями пользуются чиновники и работодатели на местах. Даже в рамках одного и того же региона, выплаты начисляются нередко по-разному одним и тем же категориям работниках за одинаковую работу в разных медучреждениях. А в сравнении с Москвой и некоторыми «богатыми» субъектами РФ медработники других регионов просто чувствуют себя людьми второго сорта.

С существенными проблемами сталкиваются медработники и водители автомобилей скорой помощи в получении страховых выплат по заболеванию COVID-19.

Это связано:
- с проблемами несовершенного лабораторного подтверждения COVID-19 у пациентов, которым они оказывали помощь, и как следствие с доказательством того, что работник заразился COVID-19 при исполнении служебных обязанностей,
- с неоправданно коротким максимальным сроком в 14 дней (от момента контакта с пациентом и до момента официального признания COVID-19 у медработника), который используется для признания страхового случая по 313-му Указу,
- с непризнанием страховым случаем заражение медработников при исполнении служебных обязанностей от других сотрудников медучреждений или от пациентов, которым они не оказывали медпомощь.

Мы также выражаем свой протест против августовского решения Правительства РФ перенести разработку и внедрение новой отраслевой системы оплаты труда с 2020 года на 2021 год. Актуальность таких преобразований с целью повышения зарплаты медицинских работников и снижения чрезмерной трудовой нагрузки была отражена в поручении Президента Российской Федерации, данного правительству еще в 2019 году на фоне многочисленных протестных вступлений работников здравоохранения.
У нас нет никакой уверенности, что в 2021 году правительство серьезно отнесется к этой проблеме. Мы понимаем, что пандемия COVID-19 внесла и вносит свои поправки в график работы правительства, но тогда мы требуем, чтобы эти недоработки достойно компенсировались «ковидными» стимулирующими надбавками всем работникам здравоохранения.

МЫ ТРЕБУЕМ:

От Правительства Российской Федерации:

1. Дезавуировать майские письма Минздрава России (№ 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 и № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020), необоснованно ограничившие круг медработников - получателей стимулирующих выплат и основания для их получения. Направить в органы исполнительной власти субъектов РФ соответствующие разъяснения Правительства.

2. Расширить круг получателей стимулирующих выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. № 415 на следующие категории работников, не упомянутые в 415-м постановлении:
- водители автомобилей скорой помощи и санитарных автомобилей транспорта;
- уборщики служебных (производственных) помещений в медицинских учреждениях, массово переведенные с должностей младшего медицинского персонала в ходе так называемой «оптимизации» здравоохранения при сохранении прежних трудовых функций;
- иные категории вспомогательного персонала, изолирование которого при исполнение должностных обязанностей от контактов с больными, оборудованием и другими объектами, являющимися источниками заражения, не представляется возможным;
- младший медицинский персонал (санитары) служб скорой помощи;
- медицинский персонал служб экстренной медицинской помощи («санавиация»);
- медицинские психологи,
- иные специалисты, которые непосредственно не оказывают медицинскую помощь, но обеспечивают ее оказание в контакте с пациентами и инфицированными объектами.

3. Распространить стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ, предусмотренные Постановлением от 12 апреля 2020 г. № 484 на следующие категории работников, не упомянутые в 484-м постановлении:
- медработники амбулаторного звена и водители «эпидемиологических» бригад, сформированных при поликлиниках;
- уборщики служебных (производственных) помещений, иные сотрудники стационаров, исполняющие фактически функции младшего медицинского персонала.

4. Принять меры по финансовому обеспечению указанных мер из средств федерального центра.

5. Прекратить откладывать реальную работу по выполнению получения Президента РФ о внедрении новой отраслевой оплаты труда в здравоохранении. Предусмотреть в качестве основной меры не менее чем двукратное повышение должностных окладов, с целью обеспечения выполнения целевых показателей по зарплатам «майских указов» 2012 года из расчета не менее 100 % от средней зарплаты по региону для младшего и среднего медперсонала и 200 % для врачей на одну ставку.

6. Облегчить порядок получения страховых выплат согласно Указу Президента №313 работникам сферы здравоохранения, исходя из презумпции их заражения COVID-19 при исполнении профессиональных обязанностей. В частности, уточнить, что страховым случаем признается заражение при исполнении служебных обязанностей от других сотрудников медучреждений, от инфицированных объектов, а также от пациентов, которым работник не оказывал медпомощь, но мог контактировать при исполнении служебных обязанностей.

7. Распространить страховых выплаты, предусмотренные Указом Президента №313, на немедицинских работников в медицинских организациях.

8. Четко определить упомянутую в 415-м постановлении категорию пациентов из «групп риска заражения коронавирусной инфекцией», включив в нее как минимум оказание медицинской помощи при «Подозрительном на COVID-19 случае» и «Вероятном случае COVID-19», согласно терминологии утверждаемых Минздравом РФ Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

От региональных властей и работодаталей:

9. Выплачивать федеральные стимулирующие надбавки, предусмотренные Постановлением Правиельства РФ №415, за оказание медицинской помощи «лицам из групп риска заражения коронавирусной инфекцией», а не только за лабораторно подтвержденный COVID-19.

10. Выплачивать федеральные стимулирующие надбавки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ №415, за все фактические отработанное в течение месяца время, а не только за отдельные смены или остаток месяца после контакта с лабораторно подтвержденным COVID-19.

11. Расширить перечень медицинских учреждений и должностей сотрудников, имеющих право на получение стимулирующих «ковидных» выплат в связи с оказанием медицинской помощи (не только по профилю COVID-19) пациентам, инфицированным COVID-19 и лицам из групп риска заражения коронавирусной инфекцией. Издать соответствующие региональные и локальные нормативные акты.

12. Ввести региональные стимулирующие выплаты за работу в условиях коронавирусной инфекции для работников здравоохранения, не упомянутых в постановления федерального правительства.

От Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

13. Привлечь к ответственности должностных лиц Минздрава России, направившего в органы исполнительной власти субъектов РФ письма № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 и № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020:
- по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», в связи с тем, что содержащиеся в вышеупомянутых письмах Минздрава России предписания, с нашей точки зрения, существенно нарушают права и законные интересы работников здравоохранения, наносят ущерб интересам общества и государства, заинтересованного в создании условий для полноценного оказания медицинской помощи населению.
- по ст. 207.1 УК Р - за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо, с нашей точки зрения, ложной информации о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от обстоятельств, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан,
- по ст. 13.15 КоАП РФ - распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной, с нашей точки зрения, общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.