ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Вредность не порок: «битва» вокруг СОУТ на уфимской «скорой»

Новость от 01 апреля 2017

Очередной виток обострения трудового конфликта можно наблюдать сегодня на станции скорой помощи г. Уфы. Администрация станции решила снизить социальные гарантии сотрудникам выездных бригад, используя процедуру специальной оценки условий труда (СОУТ), а помогает ей в этом активно, судя по фактам, председатель «старого» профкома. В свою очередь активисты профсоюза «Действие» решительно встали на защиту интересов медработников. Но обо всем по порядку.

Работодатель по закону обязан компенсировать вредные условия труда. В настоящее время у работников выездных бригад скорой помощи в Уфе это доплата к окладу 4% (400 – 600 руб.), дополнительный отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. После недавних изменений в законодательстве все эти гарантии могут быть сохранены только в том случае, если после проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) будет установлен итоговый класс вредности с показателем не менее 3.3. Если установлен итоговый класс 3.2, работники лишаются гарантированного права на дополнительный отпуск, а при показателе 3.1 теряют и право на сокращенную рабочую неделю, сохраняя лишь небольшую доплату за вредность.

В прошлом году медперсонал реанимационных бригад уфимской скорой помощи «осчастливили» тем, что ознакомили с результатами якобы проведенной внеплановой СОУТ, согласно которой класс вредности стал всего 3.2. Это означало, что с апреля 2017 года (после истечения срока действия последней аттестации рабочих мест) рабочее время будет увеличено до 39 часов в неделю. Вопросы, с какой целью спецоценка была проведена внепланово, когда она имела место, - остались без ответа.

Зато удалось выяснить, что в комиссию по проведению СОУТ входили люди, чья деятельность «в теории» должна быть направлена на защиту труда в безопасных условиях. Это, во-первых, начальник охраны труда станции Хатмуллина Н.Г. Во-вторых, - Усманова И.Р., председатель ППО Профсоюза работников здравоохранения РФ (членская организация ФНПР). Г-жа Усманова занимает также должность главного фельдшера станции и одновременно возглавляет ЕПО (единый представительный орган работников). При таком «раздвоении» личности и в самом деле трудно не перепутать, чьи ты интересы должен представлять – работодателя или трудового коллектива.

«Именно эти люди и не раскрыли нам тайны – кем и когда проводились измерения, при этом отрицали свое участие или хотя бы присутствие при этом, хотя их подписи в карте СОУТ присутствовали, - говорит председатель профкома МПРЗ «Действие» Тамара Богданова. - Мы не смогли найти ни одного человека, который бы видел эксперта и проведение каких-либо замеров на рабочих местах. Так мы и не поняли – «а был ли мальчик»? Зато администрация так торопилась нас «осчастливить», что допустила ряд грубейших нарушений закона в процедуре проведения СОУТ и оформления результатов».

С помощью Государственной инспекции труда, через суд, активисты «Действия» получили необходимые документы и узнали, что фирма, «якобы» проводившая СОУТ, зарегистрирована по тому же адресу, что и реском ФНПР. Это заставило усомниться в словах главного фельдшера о том, что СОУТ проводила неизвестная ей фирма.

Также был выявлен целый ряд странностей, в частности тот факт, что деятельность данной организации была приостановлена в период проведения в 2016 году СОУТ на скорой помощи.

Активисты профсоюза «Действие» обжаловали в Государственной инспекции труда и Минтруда РБ действия главного врача, с помощью Конфедерации труда России побывали в Москве на личном приеме в Роструде. Итого стало повторное проведение СОУТ реанимационных бригад, которое теперь проводится совместно с СОУТ общепрофильных бригад.

«Впрочем, иллюзий по поводу того, как будет все происходить, у нас не было, - комментирует дальнейшее развитие ситуации Тамара Богданова. - Позиция представителей администрации и их цели для нас давно очевидны – использовать любую возможность, чтобы увеличить рабочее время без повышения заработной платы, срезать, а то и отменить вовсе дополнительные отпуска».

Действительно, а почему нет? Ведь работники в октябре 2016 года, несмотря на предупреждения профкома МПРЗ «Действие», согласились на удаление из коллективного договора основных регулирующих условия и оплату труда приложений, отдав все на усмотрение работодателя. Наивно теперь уповать на справедливость.

Все же профсоюз «Действие» сделал все возможное, чтобы защитить интересы работников. 24 и 29 марта члены профкома «Действия», сотрудники выездных бригад, - фельдшер Ирина Тишина, медсестра-анестезист Тамара Богданова, фельдшер Михаил Тишин, врач Анна Никитина - потребовали своего присутствия на рабочих местах во время проведения СОУТ на Орджоникидзевской подстанции.

По словам активистов первый день проведения экспертизы был таким бурным, что децибелы зашкаливали! Члены комиссии, включая начальника охраны труда и представителя работников – главного фельдшера, бились как львы, чтобы представить условия труда бригад безопасными и идеальными. «Забавно было наблюдать как все дружно и по отдельности, сознательно или от незнания, вводили в заблуждение экспертов, рассказывая как мы работаем, что носим на вызов, как фиксируется аппаратура на машинах скорой, - рассказывает Тамара Богданова. - Правда, сами они на "линии" не работают, зимой сидят в теплых кабинетах, а летом с кондиционером, но с умным видом рассуждают о том, как хорошо работать на "линии"».

При замерах шумов (работы сирены) членами комиссии изначально было заявлено, что согласно приказа главного врача, сразу после выезда с подстанции должна включаться сирена. Однако замеры громкости звука они требовали проводить только при закрытых люках и окнах автомобиля. Видимо, в Уфе не бывает лета, когда при температуре плюс 30 градусов салон автомобиля скорой помощи нагревается до 50 градусов. Между тем, в 2016 году на уфимской станции скорой помощи зафиксированы 3 случая тепловых ударов сотрудников выездных бригад. (Один из тепловых ударов не был зафиксирован, потому что в приемном покое падение давления у молодого специалиста, расценили как РВНС, а в реанимацию с последствиями теплового удара он попал уже после возвращения домой).

Усманова И.Р., видимо забыв, чьи интересы она должна защищать в комиссии, доказывала, что аппаратуру, висящую на стене (аппарат для искусственной вентиляции легких), реанимационная бригада использует исключительно в салоне автомобиля и дополнительных сумок с собой не носит.

Члены комиссии были многословны и громогласны, а работники только диву давались, узнавая, что работа «по одному», в неукомплектованной бригаде якобы бывает очень редко, поэтому врачи и фельдшера не носят одновременно сумку с медикаментами, ЭКГ-аппарат и кислород; работники реанимационной бригады в общепрофильных бригадах не работают, что не перебрасывают сотрудников по разным подстанциям; что в машинах зимой тепло, а летом прохладно (при закрытых-то окнах!). Один из членов комиссии вообще заявила, что единственное прямое назначение люка в автомобиле это аварийный выход. А если люк в автомобиле скорой помощи используется выездным персоналом для вентиляции и кондиционирования салона, то это есть нарушение инструкций. Каких именно инструкций, она пояснить не смогла.

В итоге звук сирены решили замерять при закрытых люках и окнах. Когда же выяснилось, что и при этом уровень шума превышает допустимые значения, члены комиссии начали уверять экспертов, что с включенной сиреной сотрудники практически не работают.

29 марта в филиале №4 станции проводились замеры факторов травмоопасности. Комиссия в этот день сократилась до 3 человек – начальник охраны труда, заведующая подстанции и заместитель главврача по транспорту. К чести последнего можем отметить, что в этот день он, пожалуй, единственный из всей «комиссии» вел себя сдержанно, корректно и давал дельные советы экспертам.

При осмотре одной из машин, когда активисты показывали, как легко можно получить травмы, заведующая 4-го филиала Афанасьева О.Ю., чтобы доказать обратное, с таким рвением бросилась в салон, что сильно ударилась головой о верхнюю часть входа. Буквально на личном примере показала, где находится «место для удара головой». Наглядный пример «низкой» травмоопасности...

День прошел более тихо, но не спокойно. Заведующая подстанции и начальник охраны труда доказывали, например, что риск попасть в ДТП или подвергнуться нападению минимален и особого внимания не заслуживает. «Мы, конечно, были готовы к тому, что представители администрации будут стараться снизить класс вредности, чтобы снизить расходы на рабочую силу рядовых сотрудников, - говорит зампредседателя профкома «Действия» Ирина Тишина. - Однако поведение председателя ЕПО вызывает, конечно, серьезное удивление. Начнем с того, что перед началом проведения СОУТ, она категорически отказалась собрать заседание единого представительного органа, чтобы обсудить предстоящую процедуру и, главное, выявить предложения работников».

Складывается довольно странная ситуация. Если говорить медицинским языком, то у скорой помощи и так состояние стабильно тяжелое. Персонал не задерживается надолго из-за низкой зарплаты, тяжелой физической нагрузки, связанной с условиями работы на улице и в движущейся машине, опасностью для собственной жизни при оказании помощи лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении, риском инфекционного заражения, стрессов… Из-за низкой зарплаты многие врачи и фельдшера вынуждены работать на 1,5 – 2 ставки, т.е. 54-72 часа в неделю, треть из которых приходится на ночную смену. Если рабочее время еще более увеличится, то работать в таком режиме будет уже просто физически невозможно

Между прочим, право на досрочную пенсию, работники потеряли еще в 2016 г. в связи с некорректным изменением названия учреждения, и теперь вынуждены доказывать в судах очевидное, что они выполняли работу, связанную с оказанием медицинской помощи, и имеют на это право.

Что принесет следующий день? Смогут ли работники отстоять свои права или опять начнется массовый отток кадров? Начнутся ли вновь протестные акции на уфимской «скорой»?

P.S. 31 марта в профком МПРЗ «Действие» позвонили работники Орджоникидзевской подстанции и сообщили, что проводятся повторные замеры СОУТ. С какой целью? Активисты МПРЗ «Действие» предупреждают, что они зафиксировали результаты всех измерений, проводившихся 24 и 29 марта, и не потерпят попыток фальсификаций для ущемления интересов работников.