Сургутский городской суд ХМАО-Югры обязал работодателя установить необходимость в выдаче молока операционной медицинской сестре.
В сентябре 2022 года Минтруд России внес изменения в приказ, касающийся порядка бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (или компенсации). Если раньше выдача молока напрямую зависела от времени воздействия вредного фактора, то после введения в силу Приказа № 291н эта норма стала содержать привязку исключительно к наличию вредных условий труда. То есть, вне зависимости от того, сколько установлено по времени воздействия вредного фактора проведенной специальной оценкой условий труда, работодатель обязан выдавать молоко в случае, если на рабочем месте установлены вредные условия труда (итоговый класс вредности 3.1 и выше).
Однако, как показывает реальная ситуация по отстаиванию трудовых прав медицинских работников, работодатели, особенно на местах, не очень то и стремились соблюдать эту норму закона. Кое-где только сейчас вносят изменения в локально-нормативные акты и начинают выдавать положенное молоко. А вот, в частности, в Сургуте, профсоюз "Действие" даже был вынужден обратиться с соответствующим иском в суд о признании незаконным карты спецоценки незаконной в части отказа в выдаче молока и обязании работодателя установить необходимость в выдаче молока. Дело в том, что еще в марте 2023 года, ознакомившись с результатами проведенной специальной оценки условий труда (по итогам которой был установлен класс вредности 3.3), работник с удивлением обнаружил, что в строке 040 карты СОУТ не положены молоко и другие равноценные продукты. Еще большее удивление возникло после изучения протокола проведения исследований и измерений биологического фактора, где экспертом, проводившим спецоценку, было оценено время пребывания в 49 процентов. Цифра эта была взята неслучайно, поскольку приказом Минтруда России № 45н от 16 февраля 2009 года, действительно, устанавливалась зависимость выдачи молока от времени воздействия вредного фактора. То есть, если в протоколе по биологическому фактору время воздействия составляет меньше половины рабочего времени (менее 50 процентов), то выдача молока не положена. Есть предположение, что именно из-за активной гражданской позиции Олеси Губановой, которая является председателем первичной профсоюзной организации «Действие» в Сургутском травматологическом центре, и активно отстаивает трудовые права своих коллег, работодатель вместе с организацией, проводившей СОУТ, и установили такие интересные 49 процентов, непонятно как подсчитанные и на основании каких расчетов установленные.
Но на несчастье работодателя в период проведения спецоценки приказ Минтруда России № 45н уже утратил свою силу, и вместо него стал действовать новый приказ № 291н, который внес пояснение по спорному вопросу: "Молоко или другие равноценные пищевые продукты не выдаются только в том случае, если время работы составляет менее половины установленной для конкретного работника продолжительности рабочей смены". То есть, если на рабочем месте спецоценка выявила вредные условия труда, то независимо от времени его воздействия в течение установленного рабочего дня (смены) работнику полагаются бесплатные молоко или другие равноценные пищевые продукты. А в строку 040 карты спецоценки должна быть внесена соответствующая информация.
В ходе судебного заседания работодатель даже предоставил заключение государственной экспертизы качества проведенной СОУТ, которым не было выявлено никаких нарушений. Кроме того, эксперт прямо ссылаясь на вступивший в законную силу с сентября 2022 года приказ Минтруда № 291н и указывая на зависимость выдачи молока от продолжительности рабочей смены, умудрился сделать вывод об отсутствии нарушения трудовых прав.
Однако суд первой инстанции, взвесив все доводы "за" и "против", встал на сторону правосудия. "Исковые требования о признании недействительными результатов СОУТ в части отказа в выдаче молока, о взыскании компенсации за невыдачу молока в связи с вредными условиями труда - удовлетворить", - таков справедливый вердикт судьи, установивший обязанность работодателя в обеспечении социальных гарантий (выдача молока) во вредных условиях труда.
Для Олеси Губановой, которая не побоялась пройти этот этап борьбы от начала до конца, главным в решении суда является не присужденная сумма компенсации, а дело принципа в виде обязанности работодателя соблюдать трудовое законодательство. Сейчас, при поддержке юридической службы профсоюза, по такому же алгоритму оформлены обращения в защиту трудовых прав медицинских работников в Челябинской области, Республике Башкортостан и Удмуртской Республике.
На фото: активистка профсоюза "Действие", операционная медицинская сестра Олеся Губанова.