ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Как защитить беременного фельдшера от непосильной работы? Опыт профсоюза «Действие»

Новость от 10 апреля 2017

Для этого медикам, объединенным в профсоюз, пришлось даже провести юридический ликбез своего начальства.

В конце декабря фельдшер «скорой помощи» Уфы Анастасия предоставила работодателю справку о беременности и заявление о переводе на иную работу, которая бы исключала на будущую маму воздействие вредных и опасных производственных факторов.

В Трудовом Кодексе (ТК) на охрану труда направлен целый блок законов. Отдельная часть законов направлена на защиту матерей. Ключевой посыл законодательства — после наступления беременности, работа во вредных условиях труда для женщины полностью недопустима. Работодатель обязан предоставить ей другую, безвредную работу. А если таких вакансий нет — то освободить от работы, продолжая выплачивать средний заработок. До тех пор, пока женщина не выйдет в отпуск по беременности и родам.

Как разъясняют в уфимском отделении профсоюза медработников «Действия», даже просто поездки на машине «скорой» противопоказаны беременным работницам. Работа звуковой сирены и рации автомобиля создают вибрацию, шум, электромагнитные излучения, постоянные воздействия которых оказывают отрицательное влияние на плод. Не говоря уже о возможном контакте с агрессивными пациентами или инфекционными больными: например, контакт с коревой краснухой для будущей мамы почти гарантировано приведет к прерыванию беременности на любом сроке по медицинским показаниям.

«Позиция профсоюза однозначна: на нашей станции "скорой помощи" для беременной женщины безвредных рабочих мест нет. Ни на "линии", ни в комфортном, на первый взгляд, офисе — нигде, - подчеркивают в уфимской организации "Действия". - Работодатель нашу позицию пока принимает не полностью. Приходится терпеливо объяснять. Сотрудников администрации убеждаем отдельно по каждой женщине».

Анастасия уже четвертая беременный медик, за которого вступился профсоюз «Действие». В первом случае медикам даже пришлось провести своего рода юридический ликбез своего начальства. Получив тогда заявление от беременной работницы, начальник отдела кадров посчитала, что можно ориентироваться на статью ТК, где говориться об «отдельных категориях работников», приравняв будущую маму к разряду инвалидов. А потому достаточно издать приказ, чуть изменяющий условия труда, чтобы все-таки отправить работницу на «линию». Профсоюзу пришлось отдельно доказывать, что руководствоваться нужно статьями Трудового Кодекса, которые посвящены именно беременным работницам, в частности, 254 статьей. В конце концов, беременность - это не патология, не последствия тяжелого заболевания, а нормальное физиологическое состояние организма. Для этого, профсоюзу в свое время даже пришлось вступить в переписку с Государственной инспекцией труда.

Однако за Анастасию профсоюзу также пришлось побороться. «Случай Анастасии — особенный для нас. Она является основным работником. Во всех предыдущих случаях речь шла о работе на станции беременных женщин, которые были студентами дневного отделения ВУЗа или работниками по совместительству, - рассказывает зампредседателя уфимской организации "Действия" Ирина Тишина. - Потому нашим коллегам достаточно было принести документальное подтверждение, что днем они не могут работать, например, из-за обучении в ВУЗе или с другого места работы. А ночные смены беременным однозначно законодательно запрещены. Дальнейшие действия были уже заботой профсоюза».

30 декабря 2016 года работодатель издал приказ об отстранении Анастасии от работы с сохранением среднего заработка, чтобы начать ей подбирать должность, на которой было бы исключено воздействие неблагоприятных производственных факторов. Как того и требует законодательство.

Анастасии было предложено четыре различных вакансии. «Конечно, можно сказать, что закон в данной ситуации вынуждает работодателя предлагать те вакансии, какие есть. Однако, все равно, первые три из них — верх абсурда, - комментирует зампредседателя уфимской организации "Действия" Ирина Тишина. - Анастасии предложили работу бухгалтера, менеджера по связи с общественностью и кассира. Для всех них требуется специальное образование, которого у Насти нет. Потому она от них отказалась и полностью обоснованно».

Четвертой вакансией стала должность, которую администрация станции «скорой» ввела после того, как «Действие» впервые добилось отстранения от работы беременной медика с полным сохранением зарплаты. Тогда работодатель попробовал создать в штатном расписании станции «безвредную» для беременных должность. «На первый взгляд попытка казалось бы благородная, - комментируют в профсоюзе. - Но, как оказалось на деле, это только на первый взгляд».

Определяющим в случаи Анастасии оказались два ключевых момента. Первое - добросовестная работа сотрудницы женской консультации. «Обычно в женской консультации выдают справку, в которой небрежно, вскользь перечисляют парочку факторов, которые нужно исключить из работы будущей мамы. Вроде ночных работ, переноса тяжести и всё, - комментирует Тишина. - Здесь же, врач женской консультации учла специфику работу "скорой", отдельно отметив, что нужно исключить биологический и химический факторы».

Биологический фактор — это в том числе инфекционные и вирусные заболевания. Например, даже элементарные грипп и ОРЗ, которые легче легкого подхватить от пациента или от медика, недавно контактировавшего с пациентом. Эти заболевания могут привести к разрушению плода. А химический фактор на «скорой» − это, в-первую очередь, дезинфицирующие растворы, которые используют для ежедневной уборки станции.

Второй момент — карта Специальной оценки условий труда (СОУТ), которой работодатель обосновывал безвредность должности. «Мы запросили карту. Ее изучение привело нас к мысли, что это полностью неправомочный документ. Предположительно, возможно даже фиктивный. О чем и написали ГИТ», - говорят в профсоюзе.

Почувствовав твердость работников, сотрудники администрации отступили.

Правда, напоследок пришлось устроить еще один ликбез для начальника кадровой службы. Анастасия обратилась с письменным заявлением, чтобы получить очередной оплачиваемый отпуск до выхода в отпуск по беременности и родам. Такое право гарантировано беременным женщинам законодательно. Обычно работники выходят в отпуск согласно графику отпусков, который составляется и утверждается работодателем в конце каждого года. При этом ряд категорий работников - как-то почетный доноры, военнослужащие и много кто еще - согласно законодательству могут потребовать перенести даты ежегодного отпуска на более удобное для них время, и работодатель обязан будет это сделать. К этому и апеллировала Анастасия. Правда, в начале сотрудники администрации насчитали ей всего 16 дней отпуска, вместо положенных 44 дней. Профсоюзу пришлось подключиться еще раз. «Начальник отдела кадров, гордо заявляла в своё время, что по образованию она филолог, - обращают внимание в профсоюзе. - Видимо по этой причине, она "не заметила" 260 статью ТК, которая посвящена порядку предоставления отпуска именно беременным женщинам перед декретным отпуском, а не каким-то иным категориям работников».

В итоге, работодатель издал приказ и с 9 апреля у Анастасии начался ежегодный оплачиваемый отпуск. И через 44 дня она сразу же уйдет в отпуск по беременности и родам.

Пожелаем же здоровья будущей маме и её малышу!