Непростая ситуация с трудовыми правами медиков в Подпорожской межрайонной больнице (Ленинградская область) осложняется специфическим поведением главного врача. Максим Абросимов, назначенный сюда три месяца назад исполняющим обязанности руководителя, почему-то решил следовать примеру прежнего главного врача, отказывавшегося идти на диалог с профкомом МПРЗ «Действие», и взял курс на жесткую конфронтацию.
Среди такого рода «подвигов» нового больничного начальника:
- сокрытие от работников и профкома «Действие» Положения об оплате труда (оно хранится у главного экономиста и его пока не дают даже «полистать»);
- попытка подкупа работников обещанием компенсировать профсоюзные взносы из средств больницы (то есть государственных средств), если они вступят в «желтый» (угодный работодателю) профсоюз, где еще на прошлой неделе состояло менее 30 человек;
- разрывание в клочья на глазах изумленных (специально собранных для этого представления) сотрудников их заявлений о выдаче должностных инструкций, зарплатных расчёток, графиков работы и результатов спецоценки вредных условий труда;
- позиционирование себя на встрече с работниками как «приемного сына» трудового коллектива и одновременно его «приемного отца» (многие ожидали, что к концу собрания Абросимов объявит себя еще и «святым духом», но, видимо, это еще всех нас ждет).
Напомним, что предварительный анализ юридической службы профсоюза «Действие» информации, предоставленной медиками Подпорожской больницы, показал наличие целого ряда системных нарушений прав работников, причем эти нарушения тянутся годами. В связи с этим председатель первичной организации МПРЗ «Действие», врач травматолог Андрей Антоненко 8 ноября направил главврачу официальное требование профсоюза об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Среди пунктов требования:
- незамедлительно утвердить график сменности на декабрь 2023 г., довести его до сведения работников и впредь знакомить работников с графиками сменности в сроки, установленные ст. 103 ТК РФ.
- провести специальную оценку условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников с четким соблюдением требований действующего законодательства. При проведении спецоценки предусмотреть уведомление работников и ППО МПРЗ «Действие» о сроках и датах проведения СОУТ;
- произвести перерасчет заработной платы работников за период с 01.10.2022 по настоящее время и выплатить им стимулирующие выплаты за достижение показателей эффективности, а также компенсацию за работу с вредными условиями труда (с момента установления итогового класса вредности 3.1 и выше).
- произвести перерасчет заработной платы работников за период с 01.10.2022 по настоящее время и выплатить им компенсацию за выполнение дополнительной работы за отсутствующих сотрудников, а также за сверхурочную работу.
Ответом на данные требования стал письменный отказ главврача Абросимова его рассматривать. По мнению главврача, чтобы направить обращение председатель профсоюзной организации, в соответствии с уставом, должен сначала получать решение общего собрания или конференции профсоюза. Между тем в Уставе МПРЗ «Действие» четко прописано, что председатель первичной организации «имеет право подписи любых… документов от имени первичной профсоюзной организации», «без доверенности осуществляет действия от имени первичной профсоюзной организации, представляет интересы ее членов перед работодателем».
– Мы, наверное, впервые сталкиваемся с таким безграмотным и неряшливым обоснованием своей позиции работодателем, - комментирует ситуацию сопредседатель МПРЗ «Действие» Андрей Коновал. – Возможно, конечно, виноват низкий уровень профессионализма больничного юриста, поэтому неудивительно, что бардак с соблюдением трудового законодательства в подпорожской больнице продолжается. В этой ситуации главврачу надо не конфликтовать с профкомом «Действия», а совместно с ним и даже с помощью юридической службы нашего профсоюза постепенно исправлять допущенные нарушения».
В профкоме «Действия» понимали, что требования профсоюза устранить многочисленные нарушения, скорее всего, столкнутся с очередным противодействием работодателя (на это указывали неудачные попытки наладить диалог с главврачом в предыдущие два месяца). Поэтому профсоюз решил параллельно готовить судебные иски в интересах работников. В том числе и по исполнению статьи 134 ТК РФ, обязывающей работодателя обеспечивать реальное повышение и индексацию заработной платы. Но для проработки подобного иска необходимы документальные основания, изучение объема трудовой нагрузки работников и размера зарплаты в течение длительного времени. Поэтому было решено предложить работникам запросить у администрации целый ряд документов, связанных с работой – в частности, расчётные листки, графики и табели учета рабочего времени за последние 5 лет.
Как мы уже писали 7 ноября около двух десятков работников в соответствии со статьей 62 Трудового кодекса подали на имя главного врача заявления с требованием выдать запрашиваемые рабочие документы. Несколько первых заявлений были надлежащим образом, под роспись на втором экземпляре, зарегистрированы, а остальные, видимо, по указке начальства, секретарь регистрировать отказалась под предлогом загруженности, пообещав сделать это позже.
Однако на следующий день события стали развиваться совсем в другом русле – можно даже сказать в трагикомическом.
Всех работников, подавших заявления, в 12 часов собрали в трех разных помещениях и перед каждой группой начал выступать представитель больничного начальства – сам главный врач, начмед и заместительница главврача по маркетингу (да, есть в команде нового главврача и такая должность).
Во всех трех случаях речь строилась по единому шаблону. Выступавший начинал с рассказа об огромных, по его мнению, положительных сдвигах в работе больницы, затем переходил к главному. Обвинению профсоюза «Действие» в саботаже, потому что по заявлениям двух десятков работников надо якобы изготовить к пятнице 20 тысяч заверенных копий (всех переплюнул начмед, заявивший о 30 тысячах копий). По оценкам профкома, общее количество листов, на которых администрация могла бы распечатать и заверить информацию составило бы не более двух тысяч (то есть в 10 раз меньше), что при наличии современной компьютерной техники могли бы изготовить 2 работника за 4-5 часов. Кроме того, никто не собирался подгонять администрацию, если бы она начала выдавать запрошенные документы постепенно, по мере изготовления. Но, видимо, работодатель просто не хотел, чтобы юридическая служба «Действия» получила необходимые доказательства нарушения прав работников, а потому профсоюз был обвинен в саботаже.
По словам главврача, отработкой запроса должна была бы заниматься вся администрация - бухгалтерия, экономический отдел, расчетный отдел и даже почему-то отдел закупок.
- Хочу сказать напоследок, - сказал главврач Абросимов, - если это глупость непреднамеренная, мы всех простим и всё забудем. А если это умышленный саботаж, то это предательство! Как сказал глава государства, предательство не прощается, поэтому, коллеги, 15 секунд!
Тут Абросимов демонстративно включил секундомер:
- Кто хочет и считает, что это был саботаж, пожалуйста, заявления здесь, 15 секунд проходит, и заявления рвутся. Мы всё забываем. Никаких вопросов! Никаких вопросов! Всё - собрание проходит, 15 секунд. Мы это всё рвем и забываем!
И главный врач, не дождавшись даже истечения 15 секунд, разорвал перед ошарашенными работниками стопку заявлений, которые по закону должны были быть зарегистрированы еще накануне (им должен был быть присвоен входящий номер в журнале регистрации корреспонденции).
- Собрание окончено! Всё, коллеги, спасибо всем за внимание, - заявил Абросимов, страшно довольный как все ловко получилось обставить.
Но один из работников всё-таки сунул в эту бочку меда ложку дегтя.
- А почему? Я допустим, не согласен. Зачем вы моё порвали?!
- Значит, всё порвалось, и значит, дальше всё будет (дальше неразборчиво на аудиозаписи)… - отвечал главный врач.
- Хорошо. Значит я еще раз напишу, - заявил работник.
На это главврач Абросимов ответил в рамках глубоко поселившейся в его голове парадигмы:
- Значит, я понял, что вы представитель саботажа.
Покинув помещение, Абросимов прошел в кабинет, где нерасторопный начмед еще только приготовился к уничтожению крамольных заявлений. Тогда Абросимов взял процесс в свои руки и сам порвал ненавистные документы.
Менее гладко режиссерский замысел был воплощен в той группе, где выступала заместительница по маркетингу. Здесь одна из санитарок не стала дожидаться 20 секунд, по истечению которых заявления будут порваны, взяла их со стола и просто раздала заявителям.
На следующий день, когда по больнице пошли слухи, главный врач ощутил потребность как-то объясниться с коллективом...
(Продолжение следует)