15 сентября в Астрахани прошел Совет Конфедерации труда России (КТР). Профсоюз «Действие» является членской организацией КТР. В фокусе внимания профсоюзных лидеров более, чем 20 общероссийских и межрегиональных профсоюзов стали социальные права россиян в условиях кризиса и падения доходов населения.
В ходе совещания были подняты проблемы здравоохранении, а также обеспечения пенсионных прав граждан, роста заработных плат и ситуация в образовании.
Инициатором мероприятия выступил депутат Государственной Думы, вице-президент КТР Олег Шеин, который представил подробный доклад о ситуации в социальной сфере Российской Федерации. Олег Шеин отметил сокращение расходов на социальную сферу как в федеральном, так и в региональных бюджетах.
Вместе с тем, по его мнению, предпринимаемые правительством меры в пенсионной сфере противоречат интересам как сегодняшних пенсионеров, так и работников, чья пенсия формируется в настоящий период. Такие действия как «заморозка» накопительной части пенсий и замена индексации единовременной выплатой серьезно бьют по карману российских пенсионеров. «Каждый пенсионер недосчитается более 10 тысяч рублей в год», — отметил Шеин в своем выступлении.
«Совет Конфедерации труда России единогласно поддержал подготовленную нашим профсоюзом резолюцию "О ситуации в здравоохранении России", - сообщил член Совет КТР, оргсекретарь профсоюза «Действие» Андрей Коновал. - Кроме того, в резолюцию был внесен пункт о поручении исполкому КТР организационно поддержать планируемую "Действием" кампанию в защиту общественного здравоохранения».
Резолюция
Совета Общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов
«Конфедерация труда России»
«О СИТУАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИИ»
г. Астрахань 15 сентября 2016 г.
Совет Конфедерации труда России вынужден констатировать, что первое полугодие 2016 года отмечено резким ухудшением ситуации в российском здравоохранении – как с точки зрения качества и доступности медицинской помощи населению, так и в сфере трудовых прав медицинских работников.
В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение недостаточны и составляют всего 3,6%. В «новых» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития , эти расходы в 1,5 раза выше, чем в РФ, и составляют 5,4% ВВП. Регионы не в состоянии выполнить стандарты, которые дает им федеральный центр, в результате территориальные программы ОМС принимаются в регионах с дефицитом. Дефицит подушевого финансирования территориальной программы ОМС со стороны региона в 2016 году может достигать 40%. В структуре региональных бюджетов расходы на здравоохранение очень разные и составляют от 11 до 35%.
Отказ государства от жесткого регулирования размеров и правил начисления заработных плат бюджетников, перевод государственных и муниципальных клиник на самоокупаемость позволяют региональным властями и администрации ЛПУ решать проблемы недофинансирования здравоохранения за счет экономии на зарплатах и социальных гарантиях трудовых коллективов.
Во многих лечебных учреждениях имеет место падение заработной платы не только в реальном (с учетом инфляции и девальвации рубля), но уже и в номинальном выражении (порой на 30-40%). Оплата труда младшего и среднего персонала подчас оказывается меньше на несколько тысяч даже уровня официального прожиточного уровня. Путем бесконтрольного (фактически по заказу работодателя) проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) целые категории медработников лишаются таких социальных гарантий как дополнительный отпуск, надбавки за вредность. Потеря дополнительных дней к отпуску не только лишает людей возможности физически и психоэмоционально восстановиться к началу рабочего периода, но и особенно больно бьет по женщинам, которые составляют подавляющую часть работников здравоохранения. Кроме того, постоянные переработки - как путем официального совместительства, так и неформального удлинения рабочего дня из-за постоянно увеличивающейся трудовой нагрузки - не позволяют женщинам-медработникам уделять должное внимание семье и воспитанию детей, лишают их права на полноценную личную жизнь.
Большая часть медицинских работников (включая врачей) поставлены на грань нищеты, а те, кто связал себя потребительскими кредитами и ипотекой, оказались под угрозой окончательного материального краха.
Стремясь сохранить приемлемый уровень жизни для себя и своих семей, специалисты уходят из лечебно-профилактических учреждений в частные коммерческие центры, многие - и вовсе из профессии. Нарастает дефицит специалистов в общественном секторе здравоохранения, который чиновники пытаются замазать снижением нормативов обеспечения населения медицинскими кадрами. В то же время государственные и муниципальные больницы, посаженные Фондом ОМС и страховыми компаниями на голодный финансовый паек, вынуждены активно развивать систему платных услуг в ущерб бесплатной помощи, гарантированной пациентам ст. 41 Конституции РФ. Рост объема коммерческих услуг в государственных учреждениях, например, уже за 2014 год по данным Счетной палаты составил 25%!
Именно за счет платных услуг имеет место рост зарплат небольшой части медработников и административно-управленческого персонала, за счет которого достигаются в отчетах чиновников среднестатистические показатели выполнения «майских» указов Президента РФ и региональных «дорожных карт».
Закрытие «нерентабельных» больниц, сокращение коек, ликвидация стационарных подразделений, усиливают нагрузку на амбулаторное звено, оставляют врачей поликлиник «один на один» с наплывом пациентов, непростыми случаями заболеваний, повышают угрозу врачебных ошибок. Труд врача обессмысливается. Не в силах справиться со все большим потоком пациентов, он вынужден уделять им все меньше времени. Причем большая его часть тратится теперь не на пациентов, а на бессмысленную с точки зрения общественных интересов бумажную работу, на изготовление отчетности для частных страховых компаний. Последние зарабатывают на штрафах на медучреждения, отрывают из сферы собственно медицины и без того дефицитные государственные средства (до 20 млрд в год).
Со стороны представителей власти в последние два года публично звучат провокационные заявления о необходимости введения тех или иных ограничений бесплатного оказания медицинской помощи гражданам – будь то лимитирование количества вызовов скорой помощи, введение платности услуг ОМС для безработных, отказ от системы участковой службы. Как панацея лоббируется государственно-частное партнерство, доступ частных медицинских компаний к средствам Фонда ОМС (причем на условиях частичной компенсации коммерческого тарифа), внедрение аутсорсинга – в том числе и в систему скорой медицинской помощи. Внедрение аутсорсинга на скорой помощи в виде передачи автотранспортных услуг частникам, ведет к текучке водительского состава, превращению полноценного члена выездной бригады, участвующего в медицинской эвакуации, во временного таксиста, работающего на почти рабских условиях (срочные договора, низкие зарплаты, неудобные графики, «штрафная» система).
Разрастается паразитическая бюрократия – за счет роста штатов фонда ОМС и страховых компаний, административно-управленческого персонала медучреждений. Миллионные взятки при «покупке» должностей главных врачей стали в некоторых городах притчей во языцех - так же, как откаты за поставки оборудования, лекарственных препаратов, пересмотр объемов оказания медицинской помощи.
Коррупция и система блата приводят к системе отрицательной селекции при назначении руководителей ЛПУ. Строптивых главных врачей, болеющих душой за дело, коллег и пациентов, увольняют, а приходящие им на смену равнодушные коррупционеры и карьеристы готовы выполнить любой приказ сверху - «оптимизировать» не только койки, но и медработников. Особенно если последние пытаются отстаивать свои трудовые права и интересы пациентов. Государственные медучреждения превращаются в арену острейших социально-трудовых конфликтов, в место административных репрессий и произвола. Подавляющая часть «старых» профкомов находятся под контролем работодателя, исполняя роль жёлтых профсоюзов в противостоянии администрации больниц с медиками, объединившимися в структуры независимого Межрегиональной профсоюза работников здравоохранения «Действие».
Изменения в коллективные договоры, ухудшающие положение работников, проводятся без реального обсуждения с трудовыми коллективами, часто - с грубыми нарушениями правил, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Надзорные федеральные органы, как правило, реагируют лишь на самые грубые нарушения трудовых прав граждан и прав профсоюзов. Особенно цинично практикуют отписки государственные инспекции труда некоторых субъектов РФ. Позорной, с нашей точки зрения, страницей в истории московского судопроизводства навсегда останутся решения нескольких столичных судебных инстанций по «делу врача Чацкой», которыми по сути был узаконен на сегодняшнем этапе рабский труд медиков (принуждение врача к бесплатной работе за пределами своего рабочего времени). В свою очередь тотальная коммерциализация здравоохранения, девальвация конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь, не находят адекватной реакции со стороны органов прокуратуры и других органов государственной власти, в чьи функции входит защита конституционного строя Российской Федерации.
Заложником всей той ситуации стало население страны – пациенты. Согласно данным опроса Лиги пациентов, 48,6% пациентов признались, что платят за лечение. 60,9 процента опрашиваемых считают, что качество оказываемых услуг ухудшилось. 9,9% сообщили, что приходится ожидать несколько недель, чтобы попасть к терапевту, по неделе ждут 8,8%. Пару часов – всего 28,6%. Тридцать четыре процента респондентов сообщили, что им часто предлагали оплатить услуги либо сделать платно дополнительные услуги в другом заведении. Столкнувшись с очередями, платностью, а порой и непрофессионализмом, часть пациентов прибегает к услугам частников. Регулярными и массовыми стали случаи оскорблений медиков при исполнении ими своих обязанностей, а порой и физического насилия.
В целом, можно сделать вывод, о продолжении в 2016 году форсированного курса правящих кругов на демонтаж единой системы бесплатного общественного здравоохранения, внедрение на ее место коммерческого медицинского бизнеса.
В связи с вышесказанным Конфедерация труда России считает необходимым:
-
увеличение государственных расходов на здравоохранение в 2017 году до 5,4% ВВП - показателя стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития;
-
введение в здравоохранении системы государственного страхования взамен нынешней «псевдостраховой» модели путем исключения из нее паразитических посредников - страховых компаний;
-
восстановление в стране единой системы оплаты труда работников здравоохранения, превращение зарплаты медиков в «защищенную» строку расходов.
-
принуждение региональных государственных инспекций труда к исполнению своих полномочий в сфере социально-трудовых отношений в здравоохранении в полном объеме;
-
более активную роль органов прокуратуры в защите трудовых прав работников и профессиональных союзов.
КТР рекомендует своим членским организациям:
- активно поддержать планируемую Межрегиональным профсоюзом работников здравоохранения «Действие» протестную кампанию в защиту общественного здравоохранения.
- выступить координационными центрами данной кампании в регионах, где отсутствуют структуры МПРЗ «Действие».
Совет КТР поручает Исполкому конфедерации принять организационные меры по оказанию профсоюзу медработников «Действие» помощи в проведении кампании в защиту системы здравоохранения России.