ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Началась борьба против ликвидации психиатрических больниц в Москве

Новость от 06 декабря 2016 Автор: Екатерина Чацкая

Психиатрическая клиническая больница №15

В Москве – очередной виток «оптимизации» общественного здравоохранения. На этот раз мишенью чиновников стала система психиатрической помощи. На настоящий момент под удар попали психиатрические клинические больницы №12 (им. Каннабиха), №14 и №15. Эксперты и родственники пациентов бьют тревогу – действия «оптимизаторов» нанесут вред пациентам и создают новую угрозу обществу. Кроме того, работу потеряют сотни квалифицированных специалистов. Сопредседатель МПРЗ «Действие», московский врач Екатерина Чацкая постаралась кратко обобщить собранную профсоюзом информацию об «оптимизации» психиатрических клиник.

Фактическую ликвидацию трех больниц власти называют «реорганизационными мероприятиями». В частности, уже выпущено постановление Правительства г. Москвы о реорганизации психиатрической больницы №12 им. Каннабиха. Ее будут присоединять к НПЦ им. Соловьева. Реорганизация в больнице, где до недавнего времени работало около 300 человек, сопровождается психологическим давлением на работников и их увольнением «по собственному желанию» либо, в лучшем случае, увольнением по соглашению сторон с выплатой двух окладов. От людей скрывают, что «выходные пособия» в размере двухмесячной средней зарплаты полагаются работнику и в случае увольнения по сокращению штатов. При этом работник сохраняет за собой старое рабочее место в течение не менее двух месяцев с момента официального уведомления о сокращениях.

В ПКБ №15, где работает более тысячи сотрудников, реорганизация также угрожает массовыми увольнениями. По планам департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ), ее перепрофилируют в психоневрологический интернат. Об этом на собрании трудового коллектива ПКБ №15 заявил замглавы департамента, главный психиатр Москвы Г. П. Костюк. При этом в штате интерната останется 16 врачей и 102 медицинские сестры. Никаких документальных гарантий сохранения размера зарплаты, а также трудоустройства остальных сотрудников предоставлено не было.

Про ПКБ №14 известно уже, что ее планируется перепрофилировать в больницу для пациентов с хроническими психическими заболеваниями. Однако, постановлений Правительства города о реорганизации больниц №№ 14 и 15 еще не принято.

На собрании сотрудников больницы ПКБ №15 чиновники заявили, что решение о закрытии больницы принято лично заместителем мэра Алексеем Ивановичем Хрипуном. Однако, более никаких весомых аргументов не предоставили, а некоторые их доводы выглядят откровенно абсурдно. В частности, на собрании утверждалось, что психиатрическая больница, расположенная у метро Каширская, не может обслуживать пациентов из СЗАО. Но ведь больница обслуживает пациентов с севера и северо-запада Москвы уже пятьдесят лет! При этом конкретные расчеты, что это стало вдруг неэффективным, не приводятся. Также не получили ответа аргументы врачей, что психиатрический интернат не сможет заменить собой ликвидированную больницу. Кстати, в отличие от больницы интернат входит в систему социальной помощи, а не здравоохранения.

Показательно, что реформирование такого социально-значимого направления медицинской помощи как психиатрическая в Москве начали без широкого общественного обсуждения. Единственный документ на эту тему, который удалось обнаружить в публичном доступе, - «Экспертные комментарии "Концепции развития психиатрической службы города Москвы"», подготовленный «НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ». Опубликован он был лишь 29 ноября, то есть уже после того, как людей начали увольнять, а информация о реорганизации стала достоянием гласности.

Еще полтора десятилетия назад Минздрав РФ провозгласил курс на «децентрализацию стационарной психиатрической помощи, усиление ее амбулаторного звена и использование стационарозамещающих технологий» (Приказ Минздрава РФ от 27.03.2002 №98 «Об отраслевой программе "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)"»). Большинство специалистов согласно с тем, что некоторое перераспределение нагрузки со стационаров на амбулаторное звено, оправданно. Вместе с тем, даже сторонники этой политики признают, что в России объем амбулаторных мощностей и дневных стационаров далеко не компенсирует сокращение коечного фонда психиатрических больниц и закрытие больниц. В частности, директор Московского НИИ психиатрии Валерий Краснов сообщал в ноябре 2010 года на XV Съезде психиатров России, что «в 2010 году отмечалось сокращение количества психоневрологических диспансеров, наблюдалась нехватка социальных работников». В резолюции прошедшего в 2015 г. XVI Съезда психиатров России говорится, что «в период 2005-2014 гг. произошло значительное уменьшение числа и мощности психиатрических учреждений, как амбулаторных, так и стационарных». Иными словами, происходит не перераспределение мощности учреждений в пользу амбулаторного звена, а сокращение всех звеньев психиатрической помощи.

МПРЗ «Действие» считает, что для решения вопроса о будущем больницы необходимо создать рабочую комиссию с участием представителей Правительства Москвы и работников затронутых больниц и организовать публичные слушания по этому вопросу, где могли бы высказаться все заинтересованные стороны. Кроме того, нет никаких сомнений в том, что сокращаемые медработники должны получить документальные гарантии трудоустройства и сохранения не меньшего уровня оплаты труда.

Профсоюз предупреждает, что попытки заставить сотрудников увольняться «по собственному желанию» являются неправомерными. В соответствии с действующим трудовым законодательством, реорганизация не может быть основанием для расторжения трудовых отношений с работником. Работники, не опасаясь правовых последствий, могут отказаться от подписания заявления об увольнении. Даже если работнику обещают перевод в новое учреждение, не следует подписывать заявление об увольнении. Этот перевод должен осуществляться путем дополнительного соглашения к старому трудовому договору. В противном случае, с работодателя снимается обязательно сохранять те же условия труда и оплату труда на новом месте.

Кроме того, даже если работодатель аргументирует увольнение сокращением штатов, нужно помнить, что такое сокращение юридически возможно лишь после того, как реорганизация (объединение больниц) будет закончена. Уже после реорганизации работодатель обязан уведомить работника о возможном увольнении не менее чем за 2 месяца до сокращения, а также предложить ему все имеющиеся вакантные должности. После увольнения работник имеет право на выплаты в размере среднемесячного заработка в течение двух, а в случае постановки на учет в службе занятости, как правило, в течение трех месяцев.

Планы закрытия больниц вызвали возмущение. Еще в середине ноября в интернете появились первые петиции против закрытия больниц №12 и №15:
- в защиту ПКБ№12
- в защиту ПКБ№15

1 декабря состоялось совместное собрание инициативной группы медработников трех «оптимизируемых» больниц, родственников пациентов, а также руководства Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие». На собрании был учрежден временный Комитет защиты психиатрической помощи г. Москвы и принято решение о начале кампании. Сегодня, 6 декабря, родственники пациентов начали проведение серии одиночных пикетов у Департамента здравоохранения Москвы. На 9 ноября на 12:00 заявлен полноценный пикет у стен этого ведомства. А 18 декабря планируется митинг на Суворовской площади с 13:00 до 16:00. Заявки проходят процедуру согласования с городскими властями.