ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

Пресс-конференция в «Росбалте» о ситуации в институте хирургии им. Вишневского

Новость от 11 октября 2018 Автор: Елена Конте

Эффект разорвавшейся бомбы произвело открытое письмо старшего научного сотрудника ФГБУ НМИЦХ имени А. В. Вишневского Ольги Андрейцевой, широко разошедшееся в интернете в сентябре этого года. Андрейцева смело вынесла на свет проблемы учреждения, ранее известного как институт хирургии им. Вишневского, коих оказалось большое количество. Петиция против развала института на интернет-платформе Change.org набрала на данный момент почти 100 000 подписей. Сегодня, 10 октября, в информагентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция, посвящённая «оптимизации» в центре хирургии.

В пресс-конференции приняли участие сама Ольга Андрейцева, а также Анастасия Васильева, председатель независимого профсоюза медиков «Альянс врачей», юрист Александр Помазуев, Сёмен Гальперин, организатор Лиги защиты врачей, и Ирина Граблевская, руководитель инициативной группы пациентов.

К сожалению, ключевые фигуры пресс-конференции — директор центра Амиран Ревишвили и главный врач Фёдор Семёнов, способные пролить свет на происходящее в их учреждении, — не явились. Также мы не увидели и представителей Минздрава РФ. Своей неявкой все они показали истинное отношение к сотрудникам и пациентам института.

Ольга Андрейцева рассказала, что после прихода в январе 2016 года директора Ревишвили (из Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева) в институте появилась в буквальном смысле семья — финансист А. П. Фролова, ставшая помощником директора по финансово-экономическим вопросам, со своей дочерью Сидоровой И.Ю. (помощник директора по административно-хозяйственным вопросам) и зятем Панфиловым М.В. (начальник отдела материально-технического обеспечения). Был проведён шикарный ремонт холла, административных помещений, была оснащена по последнему слову техники эндоваскулярная операционная, тогда как остальные операционные никакого ремонта не удостоились. Оснащённые операционные начали простаивать из-за отсутствия расходных материалов. В институте отсутствует экстренная операционная (думаем, нет нужды обосновывать ее необходимость в подобном медучреждении)! В августе-сентябре 2017 года начались массовые сокращения, а также увольнения сотрудников из отделений реанимации и гнойной хирургии из-за жёсткого прессинга со стороны госпожи Фроловой — та обвиняла их в «убыточности». Дыры в графике дежурств стали затыкать ординаторами. Отделение ультразвуковой диагностики сократилось до одного кабинета. Исчезло отделение физиотерапии. Значительно сократилось отделение патоморфологии. Врачей с научными степенями сокращали, предлагая им перевод в санитары и уборщики, медсестёр возраста 65 лет и старше попросту увольняли — безо всяких уведомлений и компенсаций. Сейчас закрывается второе абдоминальное отделение, и вместе с ним закрываются целые научно-исследовательские направления. В институте стал наблюдаться дефицит расходных материалов и лекарственных препаратов. Новая администрация, по выражению Ольги Андрейцевой, взяла курс на «быстрые деньги» — путём сокращения сотрудников, экономии на «расходниках» и заработных платах, поборов с пациентов. «Врачи превращаются в инструмент для зарабатывания денег», — говорит Андрейцева. Письмо доктора президенту РФ В. В. Путину было перенаправлено в Минздрав, а оттуда пришёл ответ, в сухом остатке содержащий: «По информации, полученной от института хирургии имени А.В.Вишневского, факты, указанные в Вашем письме, не подтвердились». Вот так.

Любопытную информацию предоставил юрист Александр Помазуев. Он объяснил, что администрация НМИЦХ имени Вишневского несет ответственность только перед Минздравом. Тот должен реагировать на проблемы института, но если он предпочитает не вмешиваться (что мы и наблюдаем в данном случае), то у других людей (сотрудников и пациентов учреждения) нет прав призвать учреждение к ответу. Им остаётся только предавать происходящее огласке. Помазуев разъяснил и механизмы давления руководства и экономии на заработных платах сотрудников: это и уменьшения ставки до 0,5 и даже до 0,25 при прежнем объёме фактически выполняемой работы, массовая неоплата переработок должным образом, непрозрачность распределения заработной  платы (отсутствие контроля за её распределением), наложение на работников дисциплинарных взысканий по надуманным поводам, доведение до увольнения. В ситуации давления работнику остаётся идти в суд, и судебная практика на этот счёт в основной массе положительная, но медики не привыкли обращаться за судебной помощью — врач лечит, оперирует, и ему попросту некогда защищать себя в суде. Нерадивые работодатели этим, конечно, пользуются. Коснулся юрист и профсоюзов. По его мнению, они являются действенной защитой работников и мощным рычагом воздействия на работодателя, но для этого они должны быть массовыми (более 50 % сотрудников коллектива) и, конечно же, действительно независимыми, а не формальными распределителями путёвок.

В своём выступлении руководительница инициативной группы пациентов Ирина Граблевская подтвердила, что пациенты и их родственники вынуждены покупать лекарства и расходные материалы. К примеру, её сестра проходит в институте Вишневского 6 курсов химиотерапии в год, и за каждый курс приходится платить 70 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, сколько стоит годовой курс лечения... Граблевская также упомянула тяжелые условия труда медсестёр (те физически не успевают следить за большим количеством пациентов в отделении) и поблагодарила медиков, оказывающих помощь её родственнице.

Семен Гальперин, организатор Лиги защиты врачей, считает, что по сути происходящее — это приватизация, «людей наверху интересуют только деньги... мы оптимизируем страну, мы оптимизируем население». По его мнению, зимой 2017 года была дана отмашка по  фактическому уничтожению федеральных НИИ. Последним этапом реформы здравоохранения явились массовые уголовные дела против медработников — необходимо найти «стрелочников», найти виноватых в происходящем развале медицины, и новые «дела врачей» здесь подходят как нельзя лучше. Не обошёл стороной Гальперин и ситуацию с медицинскими профсоюзами ФНПР, назвав её «позорной». Вместо защиты прав работников, эти профсоюзы полностью идут на поводу у работодателя.

Анастасия Васильева, врач-офтальмолог, организатор профсоюза «Альянс врачей», выразила надежду, что нам всем всё-таки удастся услышать ответы и комментарии представителей и НМИЦХ им. Вишневского, и Минздрава. Совершенно ясно, по заключению Васильевой, что происходящее сейчас в нашем здравоохранении — разрушение и катастрофа, и это является большим полем работы для независимых профсоюзов. Борются отдельные личности, и нам необходимо организовываться и бороться сообща. Анастасия коснулась темы предстоящего 14 октября митинга медработников. Многие этого митинга ждут, и к большому сожалению, власти Москвы на момент проведения пресс-конференции не дали ответа по месту его проведения в центре города (напомним, что ранее предложенные медикам площадки — это не самые популярные места для выражения своего мнения: Люблино и гайд-парк в Сокольниках).

Высказала своё мнение о «сильных мира сего» и Ольга Демичева, известный эндокринолог, соосновательница Лиги защиты врачей: «Многие были приглашены на эту пресс-конференцию. ...Им либо безразлично, либо важно НЕ участвовать. У нас единственный путь — митинг. Максимальная гласность. Это не покажут по ВГТРК».

В конце пресс-конференции юрист Александр Помазуев, отвечая на вопрос журналистки «Росбалта», сообщил, что на заявление сотрудников в Министерство здравоохранения ответа на данный момент не получено, аналогичное обращение в прокуратуру передано в органы управления здравоохранением, но по нему проводится формальная проверка, и также проводится проверка по обращению в Следственный Комитет.

Как заявлено в пресс-релизе встречи в «Росбалте», «деградация федеральных лечебных учреждений стала приобретать массовый характер». И это действительно так. «Оптимизация» — а по сути разрушение — федеральных научно-исследовательских институтов происходит как под копирку. НИИ глазных болезней, Центр патологии речи и нейрореабилитации, Московский НИИ психиатрии, теперь институт имени Вишневского... Почти везде мы наблюдаем приход «эффективного менеджмента» с последующими увольнениями и сокращениями научных сотрудников, развал лечебного и научного процесса, увеличение количества платных услуг. Чем мы можем противостоять этому процессу? Максимальной оглаской, неравнодушием и солидарностью медиков и пациентов.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.