ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

СПЧ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНЫ И ОБРАЗОВАНИЯ.

Новость от 26 мая 2020

Новый блок рекомендаций был подготовлен на основе работы «горячей линии» 1-20 мая 2020 года. В работе принимали участие:
— Центр социально-трудовых прав,
— Правовой департамент КТР,
— Общероссийский профсоюз работников здравоохранения «Действие», — Межрегиональный профсоюз «Учитель»,
— Профсоюз «Университетская солидарность».

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по результатам работы “горячей линии” 1-20 мая 2020 года.

I. По вопросу дефицита медицинских работников

Игнорирование в течение долгого времени проблемы дефицита кадров, в первую очередь по причине «оптимизации» численности работников учреждений здравоохранения, привело к тому, что в ситуации сложной санитарно-эпидемиологической обстановки, когда потребовалось привлечение значительного количества медицинских кадров, их фактически не оказалось.

В профсоюзные организации обращались и студенты-медики, которые сообщали о том, что их под угрозой отчисления из учебных заведений направляли на практику в медицинские организации, ориентированные на оказание специализированной медицинской помощи пациентам, у которых подтверждена или подозревается новая коронавирусная инфекция. Были и обращения от работников в возрасте старше 65 лет, которых просили выйти на работу, несмотря на то, что они уже много лет назад оставили трудовую деятельность и являются пенсионерами.

Остро сказывается на качестве и своевременности оказания медицинской помощи нехватка младшего медицинского персонала. В связи с проведенной «оптимизацией» такие должности, как санитарки и младшие медсестры, были практически ликвидированы. Это привело к тому, что важная трудовая функция, связанная с непосредственным выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях недопущения возникновения и распространения внутрибольничных инфекций (а в условиях пандемии – новой коронавирусной инфекции), была возложена на иные категории работников (средний медицинский персонал и хозяйственный персонал). Это, в свою очередь, влечет за собой увеличение объема работ у указанных категорий работников и снижает качество оказываемой медицинской помощи.

Проблема нехватки медицинских кадров остро стоит и в службе скорой медицинской помощи. В большинстве случаев, даже на вызовах, не связанных с коронавирусной инфекцией, выездная бригада скорой медицинской помощи, укомплектованная одним медработником, не может оказать полноценную и своевременную медицинскую помощь, поскольку невозможно доставить к месту оказания медпомощи необходимое оборудование и оснащение, а также провести необходимые медицинские мероприятия, особенно те, которые связаны с проведением реанимации пациента. Из-за необходимости соблюдения повышенных противоэпидемических норм и выполнения ряда обязательных мероприятий, временные затраты на выполнение вызовов существенно возросли. Это привело к тому, что задержки выезда на вызов достигали почти 24 часов, что никак не соотносится с правом граждан РФ на получение своевременной и качественной медицинской помощи. Фактически имеет место нарушение конституционных прав граждан нашей страны.

В этой части Совет рекомендует Минздраву России, Росздравнадзору, органам исполнительной власти субъектов РФ:
1. Признать штатные нормативы, указанные в порядках оказания медицинской помощи по различным профилям, обязательными для применения.
2. Признать обязательными для применения нормативы укомплектованности общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, установленные Приказом Минздрава России от 22 января 2016 г. (предусмотреть обязательный численный состав такой бригады исходя из 2 медработников: врач и фельдшер, врач и медсестра, фельдшер и фельдшер, фельдшер и медсестра). Аналогично признать обязательными нормативы состава специализированных бригад (реанимационной, педиатрической, психиатрической).
3. Восстановить сокращенные должности младшего медицинского персонала в медицинских организациях, обеспечить им предусмотренные действующим законодательством гарантии (сокращенную рабочую неделю, дополнительный отпуск и заработную плату в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597).
4. Предусмотреть ответственность руководителей органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также руководителей медицинских организаций, за соблюдение обязательной нормативной численности штатных единиц медицинских работников.

Совет также рекомендует Государственной инспекции труда Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации:
1. Контролировать соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих обеспеченность трудовыми ресурсами медицинских организаций.
2. Принимать меры по пресечению выявленных нарушений законодательства, связанного с обеспечением трудовыми ресурсами медицинских организаций.

II. По вопросу оплаты и нормирования труда, организации режима труда и отдыха медицинских работников

Проблемы, связанные с оплатой труда, достаточно актуальны для большинства регионов Российской Федерации. Несмотря на то, что действующее законодательство предусматривает систему оплаты труда, способную обеспечить достойный уровень жизни медицинских работников, на местах нормы, регулирующие оплату труда, не применяются в должной степени.

Несмотря на принятый ранее Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597[4], согласно которому врачебный персонал должен получать заработную плату в размере 200%, а средний и младший медицинский персонал – 100% от средней заработной платы, установленной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, такой уровень дохода для подавляющего большинства медицинских работников оказывается возможным только в случае выполнения дополнительной работы на условиях совмещения или совместительства.

Имеют место случаи, когда в связи с инфицированием медицинского работника остальные сотрудники направлялись на карантин. При этом время пребывания на карантине было оплачено в размере 2/3 оклада, то есть в нарушение норм Указа Президента РФ № 206 и принципа оформления больничного листа в отношении лиц, контактных с заболевшими.

Кроме того, имели место невыплаты и недоплаты заработной платы медработникам на основании постановлений Правительства РФ в связи с оказанием медицинской помощи пациентам, у которых подтверждена новая коронавирусная инфекция. В частности, п. 10 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 415[5] предусмотрены дополнительные выплаты не только тем работникам, которые взаимодействуют с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, но и с лицами из группы риска, к которым относятся лица с внебольничной пневмонией, ОРВИ, бронхиальными заболеваниями, лица старше 60 лет, лица с сердечными заболеваниями, беременные женщины. Однако медицинские работники, работающие с гражданами, относящимися к категориям риска, специальных доплат чаще всего не получают.

Известны случаи, когда работники вынуждены вести амбулаторный прием, после него заступать на дежурство в стационаре, а затем снова выходить на работу в амбулаторию. Совершенно очевидно, что имеет место не просто переутомление, а истощение медицинских работников, которое, опять же, непосредственно сказывается на качестве и своевременности оказания медицинской помощи населению. В ряде медицинских организаций не соблюдается предусмотренная санитарными правилами продолжительность междусменного отдыха, которая должна составлять двойную продолжительность рабочей смены.

В этой части Совет рекомендует Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению систем оплаты труда работникам бюджетных организаций.

Совет также рекомендует Правительству Российской Федерации:
1. Утвердить нормативный правовой акт, устанавливающий, что:
• предусмотренный Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 размер заработной платы медицинских работников устанавливается на одну ставку;
• соотношение частей заработной платы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты) должно быть жестко регламентировано и составлять соответственно 55/60% (оклад), 10/15% (компенсационные выплаты), 25/30% (стимулирующие выплаты);
• за временное выполнение дополнительной работы в связи с вакантной должностью второго медработника бригады скорой медицинской помощи должна выплачиваться доплата, пропорциональная выполняемой работе (не менее 50% от среднего заработка по совмещаемой должности).

2. Разъяснить федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной власти, руководителям медицинских учреждений необходимость устанавливать дополнительные выплаты медицинским работникам, непосредственно работающим не только с гражданами, у которых была установлена коронавирусная инфекция, но и с гражданами, относящимися к категориям риска.

Совет также рекомендует Государственной инспекции труда Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации:
1. Контролировать соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы оплаты, нормирования и соблюдения режима труда медицинских работников.
2. В приоритетном порядке рассматривать жалобы работников на необоснованное отправление их в простой и иные способы сокращения заработной платы.
3. Принимать меры по пресечению выявленных нарушений законодательства, связанных с оплатой, нормированием и соблюдением режима труда медицинских работников.

III. По вопросу обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Медицинские работники периодически сталкиваются с проблемой недостаточной обеспеченности СИЗ. В профсоюзы и профсоюзные объединения регулярно поступают запросы консультаций по данной проблематике. Однако системно нехватка СИЗ соответствующего уровня защиты проявилась в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Известно, что многие работники приобретали СИЗ за собственные средства, а сроки эксплуатации СИЗ, приобретенных за счет средств работодателя и выданных работнику, не соблюдаются.

При попытке разобраться в классификации СИЗ, сроков их эксплуатации, правил применения и условий обеззараживания, стала очевидной проблема доступности информации по данному вопросу. В условиях коронавирусной инфекции в некоторых медицинских организациях предлагалось дезинфицировать респираторы, что является грубым нарушением правил эксплуатации. Единственная категория СИЗ, требования к которым четко обозначены и правила эксплуатации которых сформулированы ясно, являются противочумные костюмы. Сопроводительная документация к закупаемым большинством работодателей одноразовым костюмам не содержит информацию о том, какому уровню защиты они соответствуют.

В этой части Совет рекомендует Минздраву России и Росздравнадзору:
1. Разъяснить руководителям всех уровней недопустимость игнорирования потребности медицинских организаций в оснащении надлежащими средствами индивидуальной защиты;
2. Организовать и провести ведомственную проверку закупок СИЗ (своевременность закупок, обеспеченность работников СИЗ и пр.).
3. Разработать и утвердить единую классификацию СИЗ, требования к их качеству и уровню защиты, правила эксплуатации (включая дезинфекцию).
Совет также рекомендует Государственной инспекции труда Российской Федерации, органам прокуратуры РФ усилить контроль за соблюдением медицинскими организациями требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к охране труда работников.

IV. По вопросу признания профессиональных заболеваний

В условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации актуализировалась проблема признания выявленного у работника заболевания вследствие заражения коронавирусной инфекцией профессиональным. Медицинское сообщество обеспокоено тем, что на руки работникам не выдаются никакие документы, подтверждающие у них наличие такого заболевания. В профсоюзы поступает информация о том, что работники медицинских организаций зачастую госпитализируются с пневмонией, вызванной COVID-19, а во время выписки им устанавливается диагноз ОРВИ. Кроме того, серьезные затруднения для работников представляет доказывание причинно-следственной связи между выполняемой работой и собственно заболеванием. Совет полагает, что необходимо пересмотреть и конкретизировать алгоритмы действий работодателя по расследованию профессиональных заболеваний медицинских работников.

В этой части Совет рекомендует Правительству Российской Федерации, Минздраву России, Роструду:
1. Дополнить нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления работнику профессионального заболевания, следующими требованиями:
• о том, что работодатель должен фиксировать в специальном журнале сведения о каждом подтвержденном, подозрительном или вероятном случае коронавирусной инфекции у пациента, которому оказывалась скорая медицинская помощь; обеспечивать мониторинг выявления наличия коронавирусной инфекции у пациента, которому была оказана скорая медицинская помощь; устанавливать медицинское наблюдение за работником, обеспечивавшим оказание скорой медицинской помощи пациенту, у которого диагностирована новая коронавирусная инфекция; информировать работника о подтверждении коронавирусной инфекции у пациента;
• о том, что медицинская организация, на учете (лечении, обследовании и пр.) которой числится пациент с выявленной коронавирусной инфекцией, доставленный бригадой скорой медицинской помощи, обязана сообщать в больницу, при которой расположена скорая медицинская помощь, о факте подтверждения коронавирусной инфекции у доставленного силами скорой медицинской помощи пациента.

V. По вопросу правового статуса работников, находящихся на обсервации, и введения метода работы, аналогичного вахтовому

Принципиально новой проблемой для сферы здравоохранения стала организация метода работы, аналогичного вахтовому, в учреждениях здравоохранения. Ни один из случаев перевода (как реализованного, так и планируемого, но не введенного в действие) на метод работы, аналогичный вахтовому, не был осуществлен в соответствии с действующим законодательством. Внедрение нового режима работы осуществлялось с нарушением трудового законодательства, спонтанно, с использованием административного ресурса (в частности, работников предупреждали о незамедлительном увольнении из-за отказа работать в новых условиях; те работники, которые категорически отказывались работать в условиях, аналогичных вахте, были отправлены в простой). Работодателями систематически нарушались не только трудовые права самих работников, но и права членов семей медицинских работников (забота о пожилых родителях и несовершеннолетних детях), необоснованно снижался уровень дохода таких работников (из-за частичного сохранения заработка в связи с простоем).

В этой части Совет рекомендует Минздраву России, Росздравнадзору, органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Дополнительно разъяснить руководителям всех уровней о недопустимости нарушения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере труда;
2. Довести до сведения руководителей всех уровней порядок изменения условий труда в соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ и необходимость обязательного получения согласия работника.

Полный текст Рекомендаций