ВСТУПИТЬ В ПРОФСОЮЗ ВСТУПИТЬ
В ПРОФСОЮЗ

«Как на пороховой бочке»: уборщица нашумевшей Архангельской ЦРБ опротестовывает невыплату «коронавирусных денег».

Новость от 04 сентября 2020 Источник: proufu.ru Автор: Валерия Панаева

Активистка профсоюза "Действие" Танзиля Уряшева столкнулась с прессингом со стороны администрации Архангельской ЦРБ (Башкортостан). Вплоть до клеветнических обвинений. Спусковым крючком послужило обращение уборщицы в прокуратуру о том, что за ее работу в «красной зоне» ей не начислили стимулирующие «ковидные» надбавки, предусмотренные для младшего медицинского персонале. «Действием» приняты меры по защите прав своей активистки.

«ОНИ НЕ ЗНАЮТ, КАК ТЕПЕРЬ МЕНЯ ДОСТАТЬ»

Танзиля Уряшева работает в ЦРБ восемь лет. До 2017 года она была санитаркой, затем весь санитарный персонал вместе с Уряшевой перевели в уборщицы. Женщина утверждает, что как только вышла из отпуска, начальство сказало ей идти работать в отделение с ковидными больными в провизорном госпитале, не спросив ее желания. «Дали работу – радуйся». Там она проработала два месяца, апрель и май.

– Я знаю, что со мной должен был быть заключен договор с указанием должности санитарки. Я подходила в отдел кадров, просила, мне говорили: «потом». А потом я узнала, что меня как-то не так оформили, сказали, что я уборщица, и «коронавирусные» выплаты мне не положены. Хотя я работала с больными COVID-19, убирала за ними, мыла и меняла постельное белье.

С 23 апреля, по ее словам, она работала непосредственно в опасной зоне. Как сообщила Танзиля Уряшева, средствами защиты ее обеспечили не сразу – поэтому женщина считает, что подвергла себя опасности. Первое время работать, по ее словам, приходилось лишь в маске и перчатках. Перепугавшись за свое здоровье, женщина сдала тест на коронавирус. К счастью, болезнь обошла ее стороной.

– А в мае, вообще, меня отправили работать на кухню. Это же нарушение, я же могла всех заразить. Вскоре меня отправили на самоизоляцию, второй тест тоже был отрицательным.

– Я очень этому рада, но платить за работу с ковидными пациентами мне не хотят, – объясняет Уряшева.

После этого Уряшева решила обратиться в прокуратуру за защитой своих прав. Заявление она составила 1 июня. Обращение из местной прокуратуры поступило в Гострудинспекцию Башкирии. Там не нашли повода для внеплановой проверки больницы, пояснив, что стимулирующие выплаты положены только медработникам и водителям скорой. Однако, после этого отношение в больнице к ней кардинально изменилось.

– Меня вызывали на ковер, там присутствовала старшая медсестра, представитель отдела кадров и экономист. Там мне снова сказали, что ничего не положено, я просто уборщица. Разговаривали со мной на «ты». Они не знают, как теперь меня достать. Меня прессуют, стараются как-то задеть, обидеть. Увидели, как я иду с сумкой с продуктами и обвинили в том, что я взяла пищевые отходы из больницы и несу их к себе домой. Меня муж встретил, нас даже сфотографировали. Но я ничего не брала, я покупала эти продукты, – рассказывает Уряшева.

Уборщица рассказала, что по долгу службы ей приходилось выполнять другие, не соответствующие должности, обязанности.

– Я сидела в дверях у входа, работала с бумагами, измеряла температуру. У нас в договоре написано, что, если начальство просит, надо выполнять. Поэтому я делаю все, что мне говорят. Сейчас я прихожу на работу и нахожусь здесь, как на пороховой бочке. Не знаю, чего ждать. Менять работу не хочу – да и у нас другой работы, честно сказать, в районе нет.

ЦЕНА ДОЛЖНОСТИ

Ситуацию прокомментировали в пресс-службе регионального Минздрава.

– Для оказания медицинской помощи лицам с симптомами ОРВИ без эпидемиологического анамнеза (приложение 4 приказа Минздрава РБ от 14 апреля 2020г. №322-А) в Архангельской ЦРБ развернут провизорный госпиталь на 12 коек. Уряшева Т. Р. была переведена в уборщицы служебных помещений, ее основное место работы – уборщица служебных помещений психотерапевтического отделения. С ней было заключено допсоглашение по должности уборщица служебных помещений, она выполняла обязанности уборщицы. В провизорном госпитале не оказывается медпомощь пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19. Ни постановлением Правительства РФ 415, ни Указом Главы Республики выплаты уборщицам служебных помещений не предусмотрены, поэтому и в больнице ей выплаты не произведены, – сообщили в ведомстве.

При этом в Минздраве Башкирии подтвердили, что если бы юридически должность Уряшевой звучала как «санитар», то выплаты бы ей полагались, так как санитары относятся к категории младшего медицинского персонала. Однако, как пояснили в ведомстве, для данной должности необходимо соответствующее образование и официальное оформление.

МНЕНИЕ ЮРИСТА: ЭТО ПОСЛЕДСТВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

Проблема с невыплатами «коронавирусных» средств возникает повсеместно, говорит руководитель межрегионального профсоюза «Действие» Андрей Коновал. Подобная ситуация сложилась также в Архангельске и Томске: 13 томских уборщиц так же, как и Танзиля Уряшева из Башкирии, работали с ковидными больными и не получили стимулирующих выплат.

– Эта коллизия вообще бы не возникла, если бы не проводимая в предыдущие годы политика фактической ликвидации младшего медперсонала с целью экономии средств: чтобы не выплачивать повышенные зарплаты в связи с майским указом Президента. Такой медперсонал просто-напросто был переведен в статус уборщиков служебных помещений. Они де-факто выполняют все те же функции, работают с пациентами и биологическими жидкостями. Трудовая функция осталась та же, а юридический статус другой. Логично было бы хотя бы временно переводить их в статус младшего медперсонала. На деле такие случаи бывали. Мы считаем, что надзорные органы должны отреагировать на сложившуюся в Башкирии ситуацию и выдать предписание для устранения нарушения трудового законодательства в досудебном порядке. В противном случае мы будем составлять иск в суд и не исключаем протестные акции в знак солидарности.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В момент написания материала стало известно, что после жалобы «Действия» на имя депутата Госсобрания районная прокуратура все же выявила многочисленные нарушения, допущенные при переводе члена профсоюза, фактически выполняющего функции младшего медицинского персонала, в хозяйственную службу. В профсоюзе уверены, что восстановить право медицинского работника на причитающиеся выплаты удастся в полном объеме.